Перспективы развития и последствия естественных монополий. Экономические последствия монополии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие монополии, ее основные формы и виды. Способы ограничения деятельности монополий. Резко отрицательные последствия монополии для экономики страны. Особенности антимонопольного законодательства. Антимонопольная политика России на современном этапе.

    реферат , добавлен 01.06.2015

    Максимизация прибыли монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Частные, внешние и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом. Внешние эффекты, экстерналии.

    реферат , добавлен 17.09.2010

    Понятие, сущность и необходимость монополии, ее влияние на стабильность экономики, а также анализ места государства в ее регулировании. Общая характеристика современных тенденций монополизации. Особенности антимонопольного законодательства в Белоруссии.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Основные виды монополии и их характеристика. Характерные черты монополии. Анализ потерь от несовершенной конкуренции. Особенности монополизации в России. Особенности монополизации в России при переходе к рынку. Антимонопольное регулирование в России.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Теоретические аспекты монополии: общее понятие, черты, виды, последствия. Антимонопольное регулирование в отношении естественных и искусственных монополий. Антимонопольная законодательная база России. Особенности реформирования российских монополий.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Характеристика поведения исследуемой фирмы в условиях равновесия рынка в коротком и длительном периоде. Отличительные черты совершенной и чистой конкуренции. Особенности регулирования монополии путем налогообложения. Последствия монополизации рынка.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    История возникновения и развития монополий в российской экономике. Положительные и отрицательные стороны монополии, нормативно-правовое обоснование ее государственного регулирования. Сущность централизации капитала путем слияния или присоединения.

    Тема 11. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства

    Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
    Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономику страны в целом ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства.
    Основные вопросы темы:

    Вопрос 1. Экономические последствия монополизации рынка.
    Вопрос 2. Государство против монополий
    .

    При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы "за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

    1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
    2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
    3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

    Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

    1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
    2. "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;
    3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

    Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, "плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции".
    Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
    Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 11.1) и свести в таблицу (табл. 11.2).


    ; Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

    В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) - он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеЬМРт), другая же часть потребительского эффекта (МЬЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
    Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
    По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.
    Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
    Вопросы для самопроверки

    1. В чем состоят преимущества монополий?
    2. К каким негативным последствиям приводит монополизация рынков?
    3. Почему монополизация ведет к неэффективному распределению ресурсов?
    4. Чему равны потери общества от монополизации рынков?

    Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
    Для определения степени монополизации рынка используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ):
    ИХХ = ^ q2 = qi2 + q22 + Чз2 + ..., i=1
    где qt - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке.
    Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10x10); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 x 8 + 202).
    Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.
    Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
    Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.
    Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.
    К прямым методам ограничения власти монополий относится установление "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
    К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

    1. поощрение создания товаров-заменителей;
    2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
    3. предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;
    4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
    5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
    6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
    7. государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

    Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение "накопления" фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
    Обычно законодательные меры предполагают:

    1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
    2. запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
    3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

    Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.
    Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
    Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.
    Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.
    Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.
    Антимонопольное регулирование в России. Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
    В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство.
    Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
    Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона "О естественных монополиях", определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
    В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

    1. ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
    2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
    1. Как определяется степень монополизации рынка?
    2. В каких случаях рынок считается монополизированным?
    3. Какие меры экономического характера, осуществляемые государством, способствуют демонополизации?
    4. Какие меры административного характера может осуществлять государство в целях демонополизации рынков?
    5. Какие меры антимонопольного характера предуматривает российское законодательство?

    Основные понятия и термины

    Положительные стороны деятельности монополий, негативные стороны деятельности монополий, индекс Харфинделла-Хиршмана, доминирующее положение на рынке, общественный вред монополий, антимонопольное регулирование, косвенное регулирование деятельности монополий, прямое регулирование деятельности монополий, антимонопольное законодательство .

    1. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. При этом выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводят к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.
    2. Степень монополизации рынков определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла-Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощрение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.). Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
    .
  • 2.3. Проблема редкости.
  • 2.4. Собственность и экономические интересы в системе экономических отношений
  • 3.1. Возникновение и функции рынка
  • Рынок товара
  • Рынок ресурсов
  • 3.3. Рыночный механизм и его основные элементы
  • 3.4. Преимущества и недостатки рынка
  • 4.1. Рыночный спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса
  • 4.2. Рыночное предложение. Факторы, влияющие изменения предложения.
  • 4.3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение рыночного равновесия.
  • 5.1. Потребительское поведение и проблема его оценки
  • 5.2. Оценка полезности экономических благ
  • 5.3. Кривые безразличия и предельная норма замещения.
  • 5.4 Равновесие потребителя
  • 6.1. Предпринимательство и собственность как предпосылки существования фирмы.
  • 6.2. Фирма и ее организационные формы.
  • 1. Хозяйственные товарищества и общества
  • 2. Акционерные общества открытого и закрытого типа;
  • 3 Другие организационно-правовые формы
  • 3. А) Кооперативы
  • 7.2. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт.
  • 7.3. Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба производства.
  • 8.1. Издержки производства и их классификация. Физические (бухгалтерские) вмененные (экономические) издержки, явные(внешние) и неявные (внутренние) затраты фирмы
  • 8.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
  • 8.3. Доходы фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль и их значение в экономическом анализе.
  • 9.1. Совершенная конкуренция. Максимизация прибыли в краткосрочном периодах
  • 9.2. Монополия и виды монопольного рынка. Социально-экономические последствия монополизации.
  • 9.3. Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства, понятие неценовой конкуренции.
  • 9.4. Олигополия. Ценообразование в условиях олигополии. Неценовая конкуренция и регулирование деятельности монополий.
  • 10.1 Рынок труда. Формы и принципы организации оплаты труда.
  • 10.2. Капитал: денежный и физический, основной и оборотный. Физический и моральный износ. Амортизация.
  • 10.3. Рынок ценных бумаг и особенности его функционирования.
  • 10.4. Принятие инвестиционных решений.
  • 10.5. Рынок земли. Рента и цена земли. Аграрные преобразования в условиях переходной экономики.
  • 11. 1. Национальная экономика и национальный продукт.
  • 11. 2. Валовой национальный продукт (внп) и валовой внутренний продукт(ввп)
  • 11.3. Сущность и типы экономического роста
  • Модели экономического роста
  • Кривая производственных возможностей – многофакторная модель экономического роста
  • 12.1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупное предложение Факторы их изменения.
  • 12.2. Равновесие совокупного спроса и предложения.
  • 12.3. Анализ изменения равновесия и последствия нарушения соответствия совокупного спроса и совокупного предложения.
  • 13.1. Потребление и сбережения в условиях национальной экономики.
  • 13.2. Модель «сбережения-инвестиции». Инвестиции и их влияние на национальную экономику. Мультипликатор инвестиций.
  • 14.3. Современные теории инвестиций.
  • 14.1 Предпосылки вмешательства государства в экономику
  • 14.3. Методы государственного регулирования экономики. Белорусская модель развития
  • 15.1. Циклические колебания экономического роста. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому (схема 1).
  • I. Теории, основанные на действии объективных факторов:
  • II. Теории, основанные на действии субъективных факторов:
  • 15.2. Распределение доходов, причины неравенства в распределении доходов.
  • 15.4. Инфляция: причины и ее измерение
  • 16. 2 Государственный бюджет в бюджетно-налоговой политике
  • 16.3. Система налогообложения государства:
  • 17.1. Рынок денег и его особенности: предложение и спрос
  • 17.1. Рынок денег и его особенности: предложение и спрос на деньги, равновесие денежного рынка, понятие денежного оборота
  • 17. 2 Кредитная система государства: сущность, структура
  • 17. 4. Банки и особенности их функционирования в рыночной экономике
  • 17.5 Денежно кредитная политика государства:
  • 19.2. Формы международных экономических связей
  • 19.3. Валютные отношения в мировой экономике: сущность валютных отношений, виды валютных систем, валютный курс и инструменты его регулирования.
  • 19.4. Торговый и платежный баланс страны
  • 19.5. Экономика Беларуси в системе мировых экономических связей. Интеграционные проблемы белорусской модели развития
  • 9.2. Монополия и виды монопольного рынка. Социально-экономические последствия монополизации.

    Рынок чистой монополии - это такая форма организации рынка, при которой существует единственный производитель товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители и, следовательно, фирма имеет возможность самостоятельно установить цену.

    Таким образом, характерные черты рынка :

    1) существование только одной фирмы; 2) производство товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители; 3) существование препятствий для входа на рынок для других фирм;

    4) самостоятельное установление цены на продукцию;

    Рынок чистой монополии возник в результате следующих причин :

    1. Действие эффекта масштаба производства, то есть емкость рынка приводит к тому, что наиболее низкие средние издержки производства продукта достигаются при существовании только одной фирмы. Данная ситуация приводит к появлению естественных монополий.

    2. Контроль над редкими ресурсами.

    3. Контроль над результатами научных исследований. Это достигается за счет патентов на результаты научных исследований.

    4. Привилегии, предоставляемые государством отдельным фирмам.

    5. Конкуренция, в том числе за счет неэкономических методов (промышленный шпионаж)

    На рынке чистой монополии действует только одна фирма. Это означает, что в своей деятельности она должна подчиняться действию закону спроса, то есть если она хочет продавать больше продукции, то должна снижать цену на эту продукцию. При этом предельный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции, сокращается более быстро, чем ыстро, чем рмы в долгосрочном периоде. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 цена, по которой продается данная продукция

    Так как монополия является единственным продавцом на рынке, она может максимизировать прибыль, воздействовать как на объем, так и на цену.

    Социально-экономические последствия монополизации рынка.

    Анализируя рынок монополии, можно сделать вывод, что он является менее эффективным с точки зрения общества, чем рынок совершенной конкуренции. Так как, во-первых, цена на нем выше, чем на рынке совершенной конкуренции, во-вторых, объем продаж меньше, в-третьих, не достигается производственная эффективность, в-четвертых, не достигается эффективность распределения ресурсов, то есть не в полной мере удовлетворяются потребности покупателей.

    Следовательно, общество несет потери от монополизации экономики. Общие убытки общества оцениваются необходимостью платить более высокую цену за товары для одной части потребителей и отказом другой части общества покупать товар из-за высокой цены. Количественно издержки общества от монополизации можно рассчитать по формуле:

    Более высокие издержки производства монополий связаны с тем, что во-первых, фирмы несут значительные затраты на защиту рынка от конкурентов, желающих проникнуть на этот рынок; во-вторых, это обусловлено X -неэффективностью , т.е. неэффективным внутренним управлением фирмой в результате разбухания и бюрократизации управленческого аппарата, ослабления стимулов к инновациям и риску.

    Одним из проявлений монополизации рынка является дискриминация цен . Она проявляется в том, что осуществляется продажа товара по различным ценам различным группам потребителей. Дискриминация применяется если фирма а) обладает способностью устанавливать цену на продукцию, б) дифференцирует покупателей, выделяя соответствующие сегменты рынка, в) издержки проведения такой политики невелики, г) у покупателей нет возможности приобретать товар по более низкой цене.

    Существует несколько видов дискриминации:

    1. В зависимости от объема покупаемого продукта (чем меньше покупаешь, тем больше цена);

    2. В зависимости от группы покупателя - каждой группе покупателей один и тот же товар предлагается по разной цене (плата за проезд для пенсионеров и работающих, продажа товара в городе и сельской местности и т.д.);

    3. В зависимости от времени (продажа товара в дневное и ночное время);

    4. Исключительная дискриминация: цена устанавливается в каждом конкретном случае.

    Политика дискриминации может приносить выгоду не только монополии, но и некоторой группе потребителей, так как дает возможность приобрести товар, формируя цену в зависимости от покупательской способности.

    Выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 11.6а).

    При этом кривая рыночного предложения — это кривая общественных предельных затрат (). Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство — предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

    Р = МС .

    Рис. 11.6. Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

    Максимальная цена, которую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности этой единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей — суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Таким образом, до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции. Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

    Обратите внимание, что рост выпуска при этом ведет к повышению Парето-эффективности в производстве и распределении (тема 2, п. 2.2). Вот простой пример. Пусть потребитель согласен заплатить заданную единицу продукции максимально 100 руб., а затраты производителя на ее производство составляют 80 руб. Если товар будет продан по максимальной цене спроса, т.е. за 100 руб., то благосостояние производителя вырастет, а благосостояние потребителя не изменится. Если фактическая цена товара составит лишь 80 руб., то тогда весь выигрыш в благосостоянии достанется покупателю, а производитель не проиграет, получив за товар минимально приемлемую для себя сумму денег. Если, наконец, цена будет установлена в интервале от 80 до 100 руб., то в выигрыше окажутся обе стороны.

    Таким образом, дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

    Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в гот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами. Выпуск, при котором достигается это равенство (q * на рис. 11.6а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

    Условием достижения эффективного выпуска является совершенная конкуренция. С одной стороны, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по которой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и является, как отмечалось, условием эффективности по Парето.

    Теперь предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой (рис. 11.6б). Кривая общественного спроса на продукт отрасли от этого факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста являются теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. Поэтому кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

    В то же время выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС ). Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с этим монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации своей экономической прибыли.

    Вывод : максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях .

    Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника на рис. 11.6б. Это означает, что при возрастании выпуска с q m до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

    Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти — одно из проявлений «Х-неэффективности» . Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом X. Лейбенстайном.

    Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.

    С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Очевидно, что — меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. Поэтому правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии — осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

    Таким образом, обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.

    Монополия снижает экономическую эффективность, что наглядно можно проиллюстрировать на рис. 7.3. Равновесие (MR = MC) фирмы-монополиста достигается при объеме производства (Q m), при котором средние издержки (АС m) больше своего минимума, а цена (p m) выше минимума средних издержек (minАС), т. е. не соблюдаются следующие условия:

    а) производственной эффективности p = minАС (производство максимально возможного количества продукции с минимальными издержками). В случае монополии p m больше minАС и производство осуществляется с издержками выше минимально возможных при дан­ном уровне технологии, т. е. отсутствие конкуренции не стимулирует фирму-монополиста работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства были бы минимальными. В случае совершенной конкуренции цена была бы ниже монопольной и равнялась минимальным средним издержкам (p e = min AC, см. рис. 7.3);

    б) эффективности распределœения ресурсов p = MC. В данном случае цена, которую устанавливает монополист (p m), больше предельных издержек (MC m), т. е. общество оценивает дополнительные единицы монополизированной продукции более высоко, чем альтернативную продукцию. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, производственные ресурсы общества распределœены нерационально. При этом часть продукции, необходимая обще­ству, не производится (имеет место недораспределœение ресурсов в монополизированную отрасль). Напомним, в случае совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками (p e = MC).


    Рис. 7.3. Монопольное и конкурентное равновесие.

    Монополист будет продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции. Вместе с тем, монопо­лист тратит огромные средства на сохранение рыночной власти. Являясь единственным продавцом на рынке, он может не стремиться к снижению производственных издержек и в некоторых случаях не заинтересован в использовании прогрессивных техно­логий.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, монополия способствует снижению экономической эффективности. Недостатком монополии является также усиление дифференциации доходов: происходит перераспределœение доходов от потребителœей в пользу монополий.

    По этой причине во всœех странах с развитой рыночной экономикой действуют анти­монопольные законодательства, контролирующие и ограничиваю­щие монопольную власть.

    Кроме рассмотренных аргументов против монополии практика показывает, что существует еще одно обстоятельство, отрицательно влияющее на эффективность, - ϶ᴛᴏ возникновение в условиях монополизации отрасли X-неэффективности.

    Х-неэффективность - ϶ᴛᴏ такое состояние производства, при котором фактические издержки фирмы при любом объеме производства больше, чем минимально возможные. Х-неэффективность более свойственна монополистам, чем конкурентным фирмам.

    На рис. 7.4 Х-неэффективность представлена пунктирной линией AC x , проходящей выше минимально возможных средних издержек для каждого объема производства (AC).

    Причиной X-неэффективности является отсутствие конкуренции. Чем меньше конкуренция, тем выше X-неэффективность. Когда фирма-монополист не испытывает давления со стороны конкурентов, она не стремится внедрять новшества, выявлять и реализовывать внутренние резервы снижения издержек производства. В этих условиях менеджеры уклоняются от предпринимательского риска, увеличивают штаты управленческого персонала, причем укомплектовывают их работниками не по деловым качествам, а по другим обстоятельствам, что повышает удельные издержки. Вместе с тем, монополист несет значительные затраты на сохранение своего монопольного положения.


    Рис. 7.4. X-неэффективность.

    При этом имеется и другая точка зрения на проблему монополии и эффективности. Некоторые экономисты (Дж. Гэлбрейт, Й. Шумпетер и др.), не отрицая негативные стороны монополии (высокие цены, заниженные объемы), обосновывают ее преимущества в области использования достижений НТП и научно-исследовательских разработок. В связи с этим приводятся следующие аргументы:

    1) мелкие фирмы не имеют достаточно средств для финансирования НИОКР, а монополизированные предприятия располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП;

    2) высокие барьеры входа в отрасль дают монополии и олигополии возможность долговременного получения высоких экономических прибылей от использования в производстве научно-технических достижений, что является стимулом для развития НИОКР;

    3) получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. В случае если бы вслед за нововведением, снижающем издержки, цены падали, то не было бы и стимула для этой деятельности;

    4) в случае естественной монополии минимум средних издержек достигается тогда, когда в отрасли работает одна фирма. Наличие в отрасли нескольких конкурентных фирм в этом случае привело бы к росту удельных издержек и снижению эффективности.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, если рассматривать эффективность производства не в статике, а в динамике , т. е. во времени, то монополист оказывается в более выигрышном положении, так как он может использовать достижения НТП, что является источником динамической эффективности .

    По этой причине, если монопольная власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции (экономия на масштабе производства), внедрением НТП, насыщением рынка стандартизированной продукцией по доступным ценам в результате массового его выпуска, то оказывается, что монополист имеет преимущества.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по мнению названных ученых, несовершенная конкуренция может принœести обществу определœенный выигрыш.


  • - Вопрос 4. Экономические последствия монополии

    Как отмечалось, рынок совершенной конкуренции является наиболее эффективной формой функционирования экономики, потому что в долгосрочном периоде рыночные цены равны средним общим и предельным издержкам, т.е. Р=АТС= МС. Выясним, как обстоит дело с эффективностью в... [читать подробенее]


  • - Экономические последствия монополии

    Экономические последствия монополии можно выявить, сравнивая рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии при разном соотношении издержек производства на этих рынках. 1. = 2. 3. > Рисунок 4.3 – Объём производства и цена в условиях чистой монополии и... [читать подробенее]


  • - Экономические последствия монополии

    Монополия снижает экономическую эффективность, что наглядно можно проиллюстрировать на рис. 7.3. Равновесие (MR = MC) фирмы-монополиста достигается при объеме производства (Qm), при котором средние издержки (АСm) больше своего минимума, а цена (pm) выше минимума средних издержек... [читать подробенее]


  • - Социально-экономические последствия монополии.

    В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно. Рисунок. Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентных производителей Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика, следующие: · Монополист...