Сергей работает врачом он честный. Сергей работает врачом. Что иллюстрирует экономику как науку

ГИА по обществознанию 2012 года

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих
31 задание.

Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Если вы отметили не тот номер, то в строчке «Замена ошибочных ответов на задание типа А А и напишите правильный ответ.
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте, в случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый, затем перенесите ответы в бланк №1. Если вы отметили не тот номер в бланке, то в строчке «Замена ошибочных ответов на задание типа В » поставьте номер заменяемого ответа типа В и напишите правильный ответ.

Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть
(в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

А2 Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

А3 Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

А4 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5 Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?

1) начальное профессиональное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование

4) среднее профессиональное образование

А6 Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7 Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата

А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

А9 В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

А10 Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

А12 Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14 Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

А15 В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

А16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

А18 Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики

А19 Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

А20 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) вынесение приговоров внесудебными органами (черты сходства, черты отличия)

2) наличие органов исполнительной власти (черты сходства, черты отличия)

3) пресечение нарушений общественного порядка (черты сходства, черты отличия)

4) свободные выборы на альтернативной основе (черты сходства, черты отличия)

В2 Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся

Право на защиту чести и достоинства

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на жизнь

Право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

Ответ__________________________

В3 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером.

(Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве.

(В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

В4 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и отметьте выводы, которые указаны.

1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.

2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.

3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.

4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

В5 Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности.

Ответ: _________________________.

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочтите текст и выполните задания C1–C6.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости,
в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

C1

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

C2

C3

C4

C6

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Вариант 1

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

Ответ

А10


№ задания

Ответ

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; задания В3–B5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

№ задания

Ответ

1234

13121

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

текста и озаглавьте каждый из них.

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их

названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над

чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность

создавать новое, нравственная ответственность,

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно указаны роль и два качества

Правильно указана только роль.

ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество.

ИЛИ Правильно указаны только два качества

Правильно указано только одно качество.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно указаны две причины

Правильно указана одна причина

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то

способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, например:

занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость,

волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и

соперниками;

чтение в свободные часы художественных произведений,

развивает силу воображения, чувство сопереживания,

расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае

показаны качества

Дан ответ на вопрос, приведены один–два примера, качества

показаны только для одной из форм.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества

показаны для двух форм.

ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае показаны качества

Дан ответ на вопрос, приведены два примера.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, показаны качества для двух форм

(формы не названы, но понятны из контекста).

ИЛИ Приведены два примера, качества показаны для одной из

форм.

ИЛИ Приведён один пример, качества показаны для одной–двух

форм

Дан ответ и приведён пример.

ИЛИ Дан ответ и названо качество.

ИЛИ Приведены только два примера.

ИЛИ Названы только два качества.

ИЛИ Дан только ответ

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть даны такие объяснения:

человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо-

дит в век машин и роботов», так как

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкну-

лось человечество во второй половине XX в., во многом

вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью

человека, характер и направленность которой в начале XXI в.

не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии оказывают не только

позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе

потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Даны два объяснения

Дано одно объяснение

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

С6. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают,

поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро-

вать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится

постоянно осваивать новую информацию, виды деятель-

ности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Приведены два аргумента (объяснения)

Приведён один аргумент (объяснение)

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл


Рабочее место. История возникновения актерской профессии. Профессия актера является одной из самых престижных в современном мире. Актёр. Зарплата киноактера - гонорарная. Вся актерская деятельность связана с эмоциями и переживания. Большой популярностью профессия актёра пользовалась в Древнем Риме и Греции. Плюсы и минусы в работе актёра. Театр воздействует на подсознание, психику и эмоции не только зрителей, но и самих артистов.

«Косметолог» - Медсестра. Медицинское образование. Косметолог. Учебные заведения и вступительные экзамены. Личностные и профессиональные качества медсестры. Личностные и профессиональные качества косметолога. Трудоустройство. Косметология. Чем занимается косметолог. Медицинский колледж. Общеобразовательная подготовка. Пути получения профессии. Медицинские ограничения. Стоимость обучения курсов.

«Тест на выбор профессии» - Возможности социально положительных достижений. Эмотивный тип. Магазин. Профиль характера. Недисциплинированность гипертимных детей. Личностные особенности. Дети тревожного типа. Акцентуация и выбор профессии. Отсутствие конфликтов. Работа. Образец бланка. Историческая справка. Оригинальный тип. Демонстративный тип. Представители тревожного типа. Целеустремленный тип. Сложно принимать жесткие решения.

««ГИА по обществознанию» 9 класс» - Экономические системы и собственность. Задание А5. Традиционная экономика. Рыночная экономика. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ. Экономика, ее роль в жизни общества. Задание А4. Экономика. Ограниченность ресурсов. Задание А2. Предложение – это желание или намерение продавца. Задание А1. Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций. Задание А6. Вопросы кодификатора.

«Ведение семейного бюджета» - Удовлетворение материальных потребностей. Классификация семейных расходов. Аспект частной жизни. Деловая жилка. Доходы семьи. Расходы. Принцип формирования бюджета. Семейное потребление. Бюджет. Структура доходов семьи. Распределение хозяйственных обязанностей в семье. Семейный бюджет. Домашнее строительство.

«Готическая субкультура» - 6. Черно-белый макияж. Идентификационные внешние признаки "готов", практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах: Могут быть также сымитированы "синяки под глазами". 2. Тотальное использование в одежде черного цвета. Следование искусственно созданной "готической" субкультуре является довольно дорогостоящим в силу специфики атрибутики и одежды. Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности.

Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 2-18 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2012 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с Государственная (итоговая) аттестация 2012 года (в новой форме) помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные которые могут контролироваться на экзамене 2012 г., приведён в общеобразовательные программы кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию, размещённом на сайте: www.fipi.ru. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности Демонстрационный вариант составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии контрольных измерительных материалов для проведения оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в в 2012 году государственной (итоговой) аттестации демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. освоивших основные общеобразовательные программы Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию основного общего образования подготовки к сдаче экзамена по обществознанию. подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 3-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 4-18 Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером Демонстрационный вариант 2012 года выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «Ч» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Инструкция по выполнению работы A1 Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 1) экономическую 31 задание. 2) социальную Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию 3) политическую даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении задания 4) духовную части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение? A2 крестиком и затем обведите номер правильного ответа. Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий 1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ. части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого 2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения. месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом 3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились. новый. 4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга. Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из A3 Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и танцев. Всё это характеризует Сергея как обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на 1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника отдельном листе. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при A4 Верны ли следующие суждения об обществе? оценке работы. А. Общество является частью природы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни. экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, 1) верно только А и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас 2) верно только Б останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. 3) верны оба суждения Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее 4) оба суждения неверны количество баллов. A5 Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском Желаем успеха! конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта? 1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 5-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 6-18 A6 Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? A11 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку? Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. 1) крестьяне 2) рязанцы 3) русские 4) пассажиры 1) верно только А 2) верно только Б A12 Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые 3) верны оба суждения люди? 4) оба суждения неверны 1) потребитель 2) избиратель A7 Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 3) ученик средней школы 1) прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата 4) водитель A8 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, A13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. прибыли, называют Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития. 1) предпринимательством 1) верно только А 2) реформированием 2) верно только Б 3) производством 3) верны оба суждения 4) творчеством 4) оба суждения неверны A9 В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая A14 Государственную власть осуществляет дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика 1) ректор университета страны Z имеет рыночный характер? 2) Председатель Правительства 1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам. 3) лидер оппозиционной партии 2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать 4) Председатель Центробанка полученную прибыль. 3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда. A15 В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. 4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z? A10 Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов? 1) федерация А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена 2) абсолютная монархия современной наукой. 3) унитарное государство Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества. 4) республика 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 7-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 8-18 A16 Верны ли следующие суждения о политических партиях? Часть 2 А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является слово Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выража- (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы ющих интересы определённых социальных сил. сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 1) верно только А справа от номера соответствующего задания, начиная с первой 2) верно только Б клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую 3) верны оба суждения цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с 4) оба суждения неверны приведёнными в бланке образцами. A17 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм, B1 В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. 1) поддерживаются силой государства Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт 2) регулируют поведение людей сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 3) опираются на силу общественного мнения 4) содержат образцы поведения 1) пресечение нарушений общественного порядка 2) наличие органов исполнительной власти 3) свободные выборы на альтернативной основе A18 Президент Российской Федерации 4) вынесение приговоров внесудебными органами 1) решает вопрос о доверии Правительству 2) осуществляет управление федеральной собственностью Черты сходства Черты отличия 3) разрабатывает федеральный бюджет 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики B2 Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному A19 Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) А) право на охрану здоровья и медицинскую 1) гражданские (личные) 1) владеть помощь 2) политические 2) распоряжаться Б) защита от произвольного вмешательства 3) социальные 3) пользоваться в личную жизнь 4) наследовать В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и A20 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства? ассоциаций А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти Д) право на жизнь осуществляет адвокатура. Запишите в таблицу выбранные цифры. Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности. А Б В Г Д 1) верно только А Ответ: 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 9-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 10-18 B3 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено B4 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе буквой. диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. (А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много 1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых эффективный способ увеличения производительности труда, больше компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. среди работников государственных предприятий, чем среди работников (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься частных предприятий. самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной 2) Значение модернизации производства как эффективного способа сфере. увеличения производительности труда для работников частных фирм Определите, какие положения текста ниже, чем для работников государственных предприятий. 3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным 1) отражают факты способом увеличения производительности труда, выше среди работников 2) выражают мнения государственных предприятий, чем среди работников частных фирм. Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих 4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение положений. квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда. А Б В Ответ: 5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий. Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания B4, B5. Ответ: _________________________. B5 Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? производительности труда вы считаете наиболее эффективным?» Запишите цифры, под которыми они указаны. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. 1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом. 60% Повышение оплаты труда 2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для 50% работников как частных фирм, так и государственных предприятий. 40% Модернизация 3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату 30% производства работников. 4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли 20% Повышение квалификации опрошенных. 10% кадров 5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности. 0% Развитие инициативы Ответ: _________________________. Работники частных Работники работников фирм государственных Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. предприятий Создание комфортных условий труда © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 11-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 12-18 Часть 3 C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк текста и озаглавьте каждый из них. ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от C2 Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы правильный, и частично правильный ответ. человеку. Прочтите текст и выполните задания C1–C6. C3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные раннего возраста? Используя текст, укажите две причины. навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не C4 Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, форма. нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, C5 Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать знания, дайте два объяснения этой мысли. человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого C6 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что человека. самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 13-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 14-18 Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 3 Часть 1 Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая № задания Ответ № задания Ответ интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, А1 1 А11 2 нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на А2 3 А12 1 человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, А3 3 А13 2 а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что А4 2 А14 2 происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать А5 3 А15 2 человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и А6 3 А16 3 нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. А7 2 А17 1 Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого А8 1 возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и А18 4 учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и А9 4 А19 2 учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что А10 2 А20 2 самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда Часть 2 утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; задания для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости В3–B5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – вы освоите легко и быстро. допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок. жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? № задания Ответ Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение В1 1234 тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и В2 31121 формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то В3 112 научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… В4 145 Учитесь любить учиться! В5 24 (Д.С. Лихачёв) © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 15-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 16-18 C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты C2 Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? текста и озаглавьте каждый из них. Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы В правильном ответе пункты плана должны соответствовать (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) основным смысловым фрагментам текста и отражать основную Правильный ответ должен содержать следующие элементы: идею каждого из них. 1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: чем не сможет думать машина; 1) роль образования в XXI в.; 2) качества: общая интеллигентность человека, его способность 2) нравственная ответственность человека науки; создавать новое, нравственная ответственность, 3) молодые годы – время учёбы; Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу 4) уметь найти радость в учёбе. формулировках. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие Правильно указаны роль и два качества. 2 сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных Правильно указана только роль. смысловых блоков ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество. 1 Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия ИЛИ Правильно указаны только два качества. (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента Правильно указано только одно качество. 2 0 текста. ИЛИ Ответ неправильный. Количество выделенных фрагментов может быть различным Максимальный балл 2 Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствую- C3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого щих частей текста. 1 раннего возраста? Используя текст, укажите две причины. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Не выделены основные фрагменты текста. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не Могут быть названы следующие причины: соответствуют основной идее соответствующих частей текста, 0 1) знания всё растут и усложняются; являясь цитатами из соответствующего фрагмента. 2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. ИЛИ Ответ неправильный. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу Максимальный балл 2 формулировках. Правильно указаны две причины. 2 Правильно указана одна причина. 1 Ответ неправильный. 0 Максимальный балл 2 © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 17-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 18-18 C4 Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера C5 Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие форма. знания, дайте два объяснения этой мысли. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Могут быть даны такие объяснения: (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В правильном ответе должны быть следующие элементы: человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо- 1) ответ на вопрос, например: автор рекомендует «умные» формы дит в век машин и роботов», так как отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то 1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкну- способности, которые понадобятся в жизни; лось человечество во второй половине XX в., во многом 2) два примера с указанием качеств, например: вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью − занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, человека, характер и направленность которой в начале XXI в. волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и не изменились; соперниками; 2) развивающаяся техника и технологии оказывают не только − чтение в свободные часы художественных произведений, позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе развивает силу воображения, чувство сопереживания, потенциальную угрозу существованию человечества. расширяет представления о мире и человеке. Могут быть даны другие объяснения. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу Даны два объяснения. 2 формулировках. Дано одно объяснение. 1 Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие 3 требованию задания. 0 показаны качества. Дан ответ на вопрос, приведены один–два примера, качества ИЛИ Ответ неправильный. показаны только для одной из форм. Максимальный балл 2 ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества 2 C6 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и показаны для двух форм. обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае показаны качества. необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни Дан ответ на вопрос, приведены два примера. человека. ИЛИ Дан ответ на вопрос, показаны качества для двух форм (формы не названы, но понятны из контекста). Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы ИЛИ Приведены два примера, качества показаны для одной из 1 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) форм. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): ИЛИ Приведён один пример, качества показаны для одной–двух 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, форм. поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро- Дан ответ и приведён пример. вать; ИЛИ Дан ответ и названо качество. 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится ИЛИ Приведены только два примера. 0 постоянно осваивать новую информацию, виды деятель- ИЛИ Названы только два качества. ности. ИЛИ Дан только ответ. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). Максимальный балл 3 Приведены два аргумента (объяснения). 2 Приведён один аргумент (объяснение). 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. 0 ИЛИ Ответ неправильный. Максимальный балл 2 © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Школьный этап Всероссийской

Олимпиады школьников

По обществознанию

Учебный год

Задания

Часть А. Выберите правильный ответ.

А1. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу

общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

А 2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

А 3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное

Время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных

танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

А 4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском

конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной

студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

1) начальном общем

2) основном общем

3) среднем общем

4) среднем профессиональном

А 6. Личность в отличие от индивида:

а) является биосоциальным существом;

б) характеризуется неповторимыми чертами внешности;

в) обладает определенными желаниями и стремлениями;

г) способна оказывать влияние на общество.

А 7. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека,

Осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение

Прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

А 8. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые

люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А 9. Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

А10. Государственный бюджет - это...

1) план государственных доходов и расходов на год;

2) количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных

правительством за год;

3) количество денег, имеющихся в наличие у правительства;

4) общая сумма всех поступлений в государственную казну за год.

А11. . Примером общения не является:

1) зрители аплодируют певцу после выступления;

2) начальник дает указания подчиненному;

3) двое друзей беседуют о личных проблемах;

4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитан­ной книги.

Часть В.

В1. По какому принципу образован ряд? Назовите понятия, общее для

Приведенных ниже терминов, объединяющее их.

а) Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание, премия.

б) Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

В2. Заполните пропуск в ряду.

а)Производство, ………, распределение, потребление.

б) Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления

средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более

В 3. Что является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово ПОДЧЕРКНИТЕ и ОБЪЯСНИТЕ, почему вы так решили.

а). Республика, монархия, федерация.

б). Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

В4. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Инстинкты и рефлексы присущи как человеку, так и животному. (Б)Считается, что человеку необходимо осознавать, в чем именно он нуждается, чтобы удовлетворять свои потребности. (В)Это чисто человеческое качество, не присущее животным.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А Б В

В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к категории «доходы государственного бюджета».

Акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина,

. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В6. Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества. Выпишите номера, под которыми они записаны:

1) глобализация мировой экономики.

2) угроза ядерной войны;

3) отсутствие интернета;

4) ограниченность ресурсов;

5) рост числа неполных семей;

6) развитие массовой культуры;

7) загрязнение окружающей среды;

Часть С.

С1. Решите задачи (при решении этих задач вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно).

Проанализируйте данную ситуацию .

Гражданин Н. приобрел у ООО «Ы» тестомешалку, произведенную фирмой «Z». На второй день после покупки он обнаружил, что тестомешалка не работает. Н. обратился к ООО «Ы» с претензией о качестве товара, в которой потребовал заменить ему купленную тестомешалку на аналогичный товар надлежащего качества. ООО «Ы» отказало в удовлетворении претензий Н., сославшись на то, что продавец не отвечает за качество товара, но отвечает за него производитель, и порекомендовало обратиться ему с данной претензией в представительство фирмы «Z». Обоснован ли отказ? К кому и какие требования вправе был предъявить Н.?

С2. Грамотность написания обществоведческих терминов

Диагностическая работа №1

Вариант №1

А1 . 1. Какие из перечисленных терминов относятся в первую очередь к описанию политической сферы жизни общества? 1) семья, социальные общности

2) научные исследования, образование

3)издержки, прибыль фирм

4) избирательная система, суверенитет государства

А2 . Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) принятие законодательства об охране природы

2) очистка территории парка от бытового мусора

3) загрязнение почвы отходами производства

4) гибель урожая в период летней засухи

А3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника

А4 . Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми часто выступает отсутствие умения слушать другого человека.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество

4) оба суждения не верны

А5 . 5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия в хоровую студию. На какой ступени образования находится Максим?

1) дошкольное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) среднее общее образование

А6 . Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А7. В магазине существенно расширился ассортимент товаров. Какое экономическое явление отражается в этом факте?

1) предложение 2) спрос 3) дефицит

4) инфляция

А8 . Государство финансирует систему здравоохранения. Какую экономическую функцию при этом выполняет государство?

1) наполнение государственного бюджета

2) правовое регулирование экономики

3) регулирование денежной массы в обращении

4) производство общественных благ

А9. Работники фирмы «Булочка», занимающейся кондитерским производством, являются собственниками. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что это предприятие с акционерной формой собственности?

1) Фирма ежегодно выпускает новую продукцию.

2) Работники получают зарплату

3) Работники бережно относятся к имуществу

4) Работники получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия.

А10. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А11. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А12. Члены семьи А. каждое воскресенье вместе посещают супермаркет и закупают необходимые продукты на неделю. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) воспитательная

2) хозяйственно-бытовая

3) первичного социального контроля

4) социально-статусная

А13 . Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт между родителями и детьми всегда имеет политический характер.

Б. Забастовка работников той или иной отрасли является примером социального конфликта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А14. Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций. Какова форма государственного устройства страны Z?


1) федеративное государство

2) республика

3) монархия

4) унитарное государство

А15. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняло участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы носили демократический характер?


1) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

2) Избиратели должны были узнать мнение властей о каждом из кандидатов.

3) Участвовать в выборах могли только те, кто имел постоянную работу.

4) Члены правящей партии получили дополнительное число голосов на выборах.

А16. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

Часть В

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 - В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.

В.1 Учитель на уроке рассказывал о межличностных конфликтах и способах их конструктивного разрешения. Сравните два способа разрешения конфликта: соперничество и компромисс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия

1) участники частично отказываются от своих интересов

2) одни участники стремятся к доминированию над другими участниками конфликта

3) определённый способ поведения участников межличностного конфликта

4) участники ищут пути решения межличностного конфликта


Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A)Едва ли когда-нибудь общество перестанет нуждаться в развитии законодательства. (Б)В Государственной Думе разрабатываются и рассматриваются одновременно десятки законопроектов. (В)Как показывает анализ, изменения законодательства отражают изменение социально-экономических и политических условий развития общества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.


А

Б

В

В4. Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

сочетание карьеры с домашними заботами, более популярно среди опрошенных с высшим образованием, чем среди опрошенных со средним образованием.


4) Мнение о том, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу, более популярно среди опрошенных с высшим образованием, чем среди опрошенных со средним образованием.

5) Среди получивших высшее образование мнение о том, что сочетание работы и семейных обязанностей даёт женщине самостоятельность и возможность добиться равных с мужчиной успехов, более популярно, чем мнение о том, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу.


В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z большинство граждан имеют среднее образование.

2) В стране Z у женщин нет возможности постоянно сочетать работу и семейные обязанности.

3) Идеал женщины, посвятившей себя воспитанию ребёнка, ближе людям со средним образованием.

4) Мужчины страны Z стремятся избежать конкуренции с женщинами в профессиональной сфере.

5) Воспитание ребёнка для многих людей гораздо важнее профессиональной реализации.
Часть С

Для ответов на задания с развернутым, ответом (С1 - С6) используйте отдельный лист (бланк). Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем, ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.

Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни, в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.


Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.

(Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

Вариант №1

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С3. Какие причины низкой политической активности граждан в странах
с развитой демократией выделяет автор? (Приведите две такие причины.)

С4. Что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? Используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два способа её формирования.

С5. В демократическом государстве Z на выборах в парламент, прошедших
в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. С опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может привести эта ситуация. Приведите фрагмент текста, который указывает причины сложившейся
в стране Z ситуации.

Диагностическая работа №1

Вариант №2

А1 . К какой сфере общественной жизни относится создание материальных благ?

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

А2 . Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы? 1) открытие выставки «Человек и природа»

2) подготовка учителя биологии к уроку

3) принятие экологического законодательства 4) выступление учёного-эколога в популярной телепередаче

А3 . Что характеризует человека как личность?

1) тип темперамента

2) черты внешнего облика

3) принадлежность к определённой расе

4) качества, проявляющиеся в общении

А4 . Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А5. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна? 1) высшее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) среднее общее образование

А6 . Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

1) господство государственной собственности на средства производства

2) плановое ведение хозяйства

3) централизованное распределение ресурсов

4) свободное ценообразование

А8. Какой налог является прямым?

1) налог на доходы физических лиц

2) налог на добавленную стоимость

3) акциз на шоколад и какао-бобы

4) таможенная пошлина на импортный автомобиль

А9. Работники фирмы «Ивушка» являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что «Ивушка»

1) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.

2) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия.

3) Доходы распределяются между работниками.

4) Предприятие вовремя уплачивает налоги.

А10. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. На размер заработной платы влияет квалификация работника.

Б. Заработная плата всегда зависит от продолжительности рабочего дня.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А11. Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется

1) социальным статусом

4) общественным престижем

А12. Пётр живёт с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?

1) общность повседневного быта

2) ведение совместного хозяйства

3) кровнородственная связь

4) прямые личные контакты

А13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят особенности характера человека, его восприятие мира, жизненных целей.

Б. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят влияние ближайшего социального окружения, условия жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А14. Носителем государственной власти является


1) президент финансовой компании

2) председатель общественного фонда

3) лидер оппозиционной партии 4) глава кабинета министров

А15. В государстве Z члены парламента могут пригласить на своё заседание любого министра с отчётом о работе. В свою очередь правительство имеет право обратиться в Конституционный суд для установления соответствия закона, принятого парламентом, конституции страны. Президент может отправить правительство в отставку. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в государстве Z