Европейский центральный банк находится. Европейский центральный банк (ЕЦБ). регулирование и распределение денежной массы между учреждениями по финансам, государством и финансовыми компаниями

Банк - это центральный банк Евросоюза и Еврозоны. Он известен как самый независимый банк в мире. Именно этот финансовый институт имеет полное право самостоятельно решать любые вопросы, имеющие отношение к евро. Учреждение основано 1998 году. Первым президентом финансового учреждения был Вим Дуйзенберг, который был выбран на срок 5 лет. В октябре 2003 года пост нового президента занял Жан-Клод Трише. Сегодня руководящая должность принадлежит Марио Драги.

История

После окончания Второй мировой войны началось объединение Европы. Активировалась структуризация и началось формирование единого рыночного пространства. В период с 1947 года по 1957 год успешно был пройден период интеграции государств области с параллельным возникновением Европейского платежного союза. В 1957 году происходит объединение крупнейших Европейских государств в Европейское экономическое сообщество. В 1979 году в ЕЭС вводятся условные деньги - ЭКЮ - для осуществления расчетов, которые были сразу привязаны к корзине европейских валют. Меморандум о формировании европейского валютного пространства и ЕЦБ был подписан в 1988 году. ООО КБ «Центрально-Европейский банк» появился после подписания в 1992 году на территории Маахстрихта международного договора о создании ЕС, а также после формирования Европейского валютного института, в обязанности которого входила подготовка к переходу на единую валюту - евро.

Внешняя и внутренняя структуры

Центральный Европейский банк имеет уникальный руководящий состав. В него входят представители каждого из государств-членов ЕС. Вопросы, касающиеся работы финансового института, векселей и прочих моментов, оговариваются дирекцией учреждения и советом управляющих. Дирекция состоит из 6 человек, с председателем банка и его заместителем включительно. Орган правления выбирают на восьмилетний термин. Кандидатуры на место в дирекции выдвигаются и рассматриваются Европейским парламентом и руководителями государств, которые входят в европейскую зону. ЕЦБ является участником Европейской Системы Центральных Банков, в которую включены национальные ЦБ стран Евросоюза. Международная система функционирует по двухуровневому алгоритму. Любой вопрос в отношении денежной политики удается урегулировать только в том случае, если на каждом из уровней будет достигнуто согласие.

Общие сведения

Центрально-Европейский банк с момента своего создания в Германии, во Франкфурте, объединил под своим руководством целую систему европейских центральных банков. В состав структуры входят:

  • Банк Бельгии.
  • Бунденсбанк.
  • Банк Греции.
  • Банк Испании.
  • Банк Франции.
  • Валютный институт Люксембурга.

Статус юридического лица имеет только ЕЦБ, все остальные финансовые учреждения, входящие в систему, играют роль вспомогательных подразделений. Их задачи второстепенные. Главной целью ЕЦБ является предотвращение резкого роста цен и стабилизация уровня инфляции, который не должен превышать 2%. Любые решения и действия банка оказывают прямое воздействие на курс европейской валюты по отношению к другим валютам мира. Резкие колебания вызывает изменение процентной ставки и предоставление кредита государствам-членам союза.

Чем занимается ЕЦБ?

Центрально-Европейский банк выполняет одновременно несколько доминирующих функций:

  • Разработка и реализация валютной политики на территории
  • Обеспечение, выработка и распоряжение обменными резервами государств из зоны евро официального характера.
  • Эмиссия евро.
  • Установление процентных ставок.
  • Обеспечение ценовой стабильности в европейской зоне.

Индикаторами ЕЦБ выступают индекс цен на товары для потребителей на всей территории ЕС и размер прирост которой в течение года не должен быть более 4,5%.

Основные процентные ставки банка

Функции Европейского Центрального банка охватывают определение и установление процентных ставок. Процентные ставки могут быть трех типов:

  • Ставка рефинансирования. Это процентная ставка, которая определяет минимальное значение по заявкам на привлечение материальных средств в тендере, проводимом ЕЦБ.
  • Это процентная ставка, которая является базовой при размещении свободных денежных средств в институтах ЕЦБ. Ставка выступает в роли нижней границы на рынке процентных ставок овернайт.
  • Предельная ставка по займам - это ставка, под которую в банках структуры ЕСБ можно получить кредит, который необходим для поддерживания краткосрочной ликвидности. Предельная ставка играет роль верхнего лимита диапазона в рамках рынка процентных ставок овернайт.

Устанавливая данные виды ставок, Центральный Европейский банк формирует спрос или предложение валюты, обеспечивает ее стабильность и контролирует денежные потоки внутри зоны.

Общие положения

Центральный Европейский банк является уникальным юридическим образованием, работа которого базируется на международных соглашениях. Уставной капитал учреждения к моменту его создания приравнивался к 5 миллиардам евро. В роли акционеров выступали самые крупные банки Европы. Немецкий «Бундесбанк» внес 18,9% капитала, банк Франции - 14,2%, банк Италии - 12,5%, банк Испании - 8,3%. Остальные ЦБ Европейских государств внесли от 0,1% до 3,9% от первичного уставного капитала. Руководит деятельностью финансового учреждения исполнительный совет, о котором говорилось выше, - во главе его стоит председатель Европейского Центрального банка. Основная особенность финансовой организации - это полная независимость. В тоже время институт обязан каждый год предоставлять отчет о своей деятельности Европарламенту, Европейской комиссии, Совету Европейского союза и

Политика деятельности

Для реализации своих задач ЕЦБ использует такие инструменты, как стабилизационные займы и залоговые аукционы, валютные операции и сделки на открытых рынках. Самый мощный инструмент регулирования финансового рынка - это ставка Европейского Центрального банка. Работа денежного института базируется на принципах независимости от других государств, а также от органов постановления надгосударственного типа. Работа последнего прежде всего предусматривает отсутствие принуждения при перекрытии внешнего долга и внутреннего. Для принятия решения по каждому определенному постановлению за него должны отдать голос большинство членов управленческого совета. У каждого из них есть всего одна возможность проголосовать. Глава Европейского Центрального банка должен следовать мнению совета. Только после принятия определенного решения к его реализации могут активно привлекаться центральные банки европейских государств.

Полномочия ЕЦБ и национальных центральных банков

ЕЦБ при совместных усилиях с ЦБ государств-участников объединения, имеет право на формирование отношений с ЦБ других государств, а при необходимости и с организациями международного типа. Открыты возможности для приобретения, продажи и форварда любых типов активов, в том числе банковских металлов. В понятие «валютные активы» входят ценные бумаги в любой валюте и в любых единицах расчета. Допускается владение и управление активами. ЕЦБ проводит широкий спектр банковских организаций любого типа, в качестве партнеров по которым могут выступать международные организации, представители третьей стороны. Партнерские отношения могут предусматривать заемные и кредитные операции. Помимо основных функций, о которых говорилось выше, Европейский банк при сотрудничестве с ЦБ стран Европы может проводить операции с административным предназначением, а также действовать в интересах участников правления. Важным этапом в постановлении деятельности банка можно назвать формирование Европейской валютной системы, которая начала свое существование в 1979 году.

Европейская валютная система в рамках ЕЦБ

Ставка рефинансирования Европейского Центрального банка - это не единственное, что влияет на Европейскую валютную систему. ЕВС и сама по себе имеет ряд определенных задач. Можно говорить о следующих направлениях:

  • Обеспечение валютной стабильности в пределах ЕС.
  • Максимальное упрощение процессов конвергенции при активном экономическом развитии.
  • В условиях стабильности валютная система обеспечивает стратегию роста.
  • Стабильная систематизация валютных и экономических взаимоотношений международного характера.

Именно благодаря внедрению в оборот такой денежной единицы, как ЭКЮ, государства Европейского Союза успешно справились с кризисом 80-х годов. После победы над процессом инфляции были сняты ограничения на проведение текущих финансовых операций. Начиная с 1990 года активирован режим свободного течения капиталов. Изначально целью ЕС было обеспечение оптимальных условий для перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. ЕЦБ создавался с целью стимулировать внедрение общей валюты, единого гражданства. Его работа еще на стадии планирования должна была помочь формированию организационного и правового механизмов по согласованию не только внешней политики, но и политики безопасности каждого государства-участника.

      Организационная структура и функции подразделений ЕСЦБ

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения. Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

    адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

    определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

      Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ

Главной целью создания Европейской системы центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен.

В октябре 1998 года Совет Управляющих ЕЦБ уточнил главную цель денежно-кредитной политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность цен» предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары до 2% в год, одновременно определив и его структуру применительно к потребительским товарам и услугам.

Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики. Европейская система центральных банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

    эмиссия банкнот и монет. ЕЦБ является единственной организацией, имеющей право разрешить эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах ЕЭВС.

    сотрудничество в области банковского надзора. Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

    консультативные функции. ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

    сбор статистических данных. Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику.

В сферу деятельности ЕЦБ входит:

    предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;

    операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;

    установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.

Организационная структура и функции подразделений ЕСЦБ

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

  • адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;
  • определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • сбор и обработка статистической информации;
  • подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;
  • разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
  • организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями.

Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • Комитет внутренних аудиторов;
  • Комитет по банкнотам;
  • Бюджетный комитет;
  • Комитет внешней коммуникации;
  • Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • Юридический комитет;
  • Комитет по рыночным операциям;
  • Комитет по денежно-кредитной политике;
  • Комитет международных отношений;
  • Статистический комитет;
  • Комитет банковского надзора;
  • Комитет информационных систем;
  • Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

  • в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;
  • в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;
  • финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);
  • контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.

Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ

Главной целью создания Европейской системы центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен.

В октябре 1998 года Совет Управляющих ЕЦБ уточнил главную цель денежно-кредитной политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность цен» предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары до 2% в год, одновременно определив и его структуру применительно к потребительским товарам и услугам.

Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава:

1. Определение и проведение единой денежно-кредитной политики.

Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным принципам, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие с управленческими решениями ЕСЦБ. В основном для проведения денежно-кредитной политики используются те процедуры и инструменты, которые использовались большинством центральных банков до становления Европейского экономического и валютного союза.

2. Хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕЭВС. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка.

Согласно уставу ЕЦБ центральные банки должны передать ему (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд. евро (в дальнейшем эта сумма по решению Совета Управляющих может быть увеличена). Объем резервов, переведенных одиннадцатью центральными банками стран – участниц ЕЭВС 1 января 1999г. в Европейский центральный банк, составил 39,46 млрд. евро. Из них 85% суммы - в валюте, остальные 15% - в золоте.

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕЭВС.

Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Это, однако, не означает, что ЕЦБ намерен добиваться установления каких-либо курсовых ориентиров в отношении любой чужой валюты, так как подобный подход может привести к противоречию с приоритетной задачей обеспечения стабильности цен. Тем не менее, Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне Европейского Экономического Сообщества.

3. Обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

Для обеспечения успеха новой валюты на третьем этапе становления ЕЭВС крайне важно наличие эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна для содействия формированию общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня. Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS (Real Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

Помимо решения вышеперечисленных задач, Европейская система центральных банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

  1. эмиссия банкнот и монет. ЕЦБ является единственной организацией, имеющей право разрешить эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах ЕЭВС.
  2. сотрудничество в области банковского надзора. Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.
  3. консультативные функции. ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.
  4. сбор статистических данных. Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен, коль скоро она связана с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

    В пределах, не наносящих ущерба главной цели своего существования – поддержания стабильности цен, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и валютного союза.

    ЕСЦБ представляет собой независимую банковскую систему. При осуществлении своей деятельности члены ее органов управления не имеют права использовать инструкции или правила правительств и государственных органов стран Европейского Экономического Сообщества или внешних стран. В свою очередь институты Европейского Экономического Сообщества и правительства государств – участников ЕЭВС не имеют права вмешиваться в деятельность Европейской системы центральных банков.

    В Уставе ЕСЦБ представлены следующие меры, определяющие безопасность проводимой политики и независимость управляющих Национальными центральными банками от внешнего влияния:

    • минимальный срок нахождения в должности управляющего НЦБ – пять лет;
    • минимальный (не возобновляемый) срок нахождения в должности для членов Исполнительной Дирекции ЕЦБ – восемь лет. При этом, порядок утверждения Президента и Вице-президента для первой Исполнительной Дирекции отличен от порядка утверждения прочих его членов;
    • прекращение срока нахождения в должности возможно только в связи с физической неспособностью или серьезными ошибками при осуществлении деятельности должностными лицами;
    • все споры и разногласия по вопросам осуществления деятельности находятся в компетенции Европейского Суда.

    Ответственность Европейской системы центральных банков и правила ведения диалога между ЕСЦБ и европейскими международными институтами также отвечают требованиям независимости.

    Члены Исполнительной Дирекции назначаются на должность по взаимному согласию главами государств или правительств стран – участниц ЕЭВС с учетом рекомендаций Совета Европейского союза. Одобрение Европейским Парламентом является необходимым условием для назначения членов Исполнительной Дирекции.

    Председатель ЭКОФИН и члены Комиссии Европейского Совета могут принимать участие в заседаниях Исполнительной Дирекции без права решающего голова, при этом Председатель ЭКОФИН может вносить свои предложения на рассмотрение Совета Управляющих.

    ЕЦБ должен направлять свой годовой отчет в органы Европейского сообщества, в Европейский Парламент, а члены его Исполнительной Дирекции обязаны появляться по вызову в компетентных Комитетах Европейского Парламента. Ежеквартальные отчеты о деятельности ЕСЦБ служат основой на ежеквартальных переговорах с Европейским парламентом в присутствии Президента ЕЦБ или, в случае необходимости, членов Исполнительной Дирекции.

    Два представителя ЕЦБ и представители НЦБ являются членами Экономическо-финансового комитета, объединяющего представителей министров экономики и финансов и центральных банков стран – участник ЕЭС и подготавливающего собрания ЭКОФИНа.

    Председатель ЕЦБ или другие члены Исполнительной Дирекции могут быть заслушаны Европейским парламентом по собственной инициативе или по запросу парламента. Кроме того, национальные законы, как правило, предусматривают, что руководители НЦБ также будут заслушаны национальными парламентами. Суд Европейского сообщества обладает полномочиями для контроля над актами или упущениями ЕЦБ.

    В сферу деятельности ЕЦБ входит:

    1. предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
    2. операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
    3. установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.

    Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центрального банка) в совокупном капитале ЕЦБ. Это не относится к членам Исполнительной Дирекции, каждый из которых имеет только один голос.

    ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.

    Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.

    Европейский центральный банк и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.

    ЕЦБ и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

    Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности был определен в размере 5 млрд. ЭКЮ (т.е. 5 млрд. евро начиная с 1 января 1999 года). в дальнейшем по решению Совета Управляющих он может увеличиваться. Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется в пропорции к сравнительному демографическому и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем при этом является средняя взвешенная доля каждой страны в населении и ВВП «зоны евро», которая определяется по следующей формуле:

    • 50% этой доли – в соответствии с удельным весом каждой страны в общей численности населения Европейского Экономического Сообщества;
    • 50% - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом внутреннем продукте ЕЭС.

    Эти данные будут корректироваться каждые 5 лет.

    Согласно учредительным документам чистая прибыль ЕЦБ должна распределяться в следующем порядке:

    • часть ее, которая определяется Советом Управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли), перечисляется в общий резервный фонд (объем которого не должен превышать 100% уставного капитала);
    • оставшаяся часть распределяется между держателями акций банка в соответствующей пропорции.

    Инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕСЦБ

    В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи. Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

    Основной объект регулирования при проведении этих операций – ликвидность кредитных учреждений, которая непосредственно влияет на спрос и предложение денег в экономике, тем самым существенно воздействуя на темпы инфляции.

    Одинаковые для всех стран – участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство.

    К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности. В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций Еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию.

    Проведение операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной политике ЕСЦБ с целью влияния на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка и прогнозирования возможных трудностей в проведении денежной политики. Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов. ЕСЦБ может также осуществлять эмиссию долговых сертификатов, операции по обмену иностранной валюты и привлечение депозитов на ограниченный срок. Возможно также проведение операций на основе стандартных тендеров, срочных тендеров или двусторонних процедур.

    В зависимости от цели, повторяемости и принимаемых шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить на четыре основные категории:

    1. Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора.

    Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:

    • «работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;
    • проводятся регулярно, каждую неделю;
    • имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;
    • операции осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
    • доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;
    • все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;
    • в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.

    2. Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительно невелик.

    Отличительные черты долговременных операций рефинансирования:

    • служат средством предоставления ликвидности;
    • проводятся регулярно, каждый месяц;
    • имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;
    • осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
    • все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;
    • в качестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральные банки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.

    3. Обратные операции «точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций – оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.

    Обратные операции «точной настройки» имеют следующие особенности:

    • могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;
    • могут быть как регулярными, так и не регулярными;
    • имеют срок погашения априори, который не регламентируется;
    • операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;
    • операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;
    • обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);
    • ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;

    4. Структурные обратные операции относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.

    Они характеризуются следующими моментами:

    • осуществляются с целью предоставления ликвидности;
    • проводятся регулярно или не регулярно;
    • имеют срок погашения, который априори не регламентируется;
    • проводятся на основе стандартных тендеров;
    • осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
    • все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;
    • в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.

    Активы первого класса включают рыночные долговые инструменты, удовлетворяющие общим критериям надежности, установленным ЕЦБ для всей «зоны евро». Активы второго класса – это рыночные и нерыночные долговые инструменты, ценные бумаги и нерыночные финансовые инструменты, критерии надежности которых устанавливаются Национальными центральными банками в соответствии с требованиями ЕЦБ.

    С точки зрения надежности при проведении денежной политики различий между инструментами обоих классов нет (за исключением того, что активы второго класса не используются ЕЭВС в простых форвардных сделках). Основная часть активов (75%), используемых в операциях ЕЭВС, представлена правительственными ценными бумагами; на ценные бумаги, выпущенные кредитными учреждениями, приходится 18%, корпоративным сектором – 4%; оставшиеся 3% выпущены национальными центральными банками.

    Ставка по первой основной операции рефинансирования была установлена в 3%. В настоящее время (с 11 октября 2000г.) эта величина составляет 4,75%.

    Специфические черты имеют и депозитно-ссудные операции ЕСЦБ, которые играют важную роль в регулировании ликвидности банковских институтов. ЕСЦБ предлагает два постоянно действующих вида операций:

    • «дополнительные кредитные операции», позволяющие кредитным институтам привлечь предельный кредит овернайт НЦБ с целью достижения необходимого уровня дневной ликвидности против залога собственных активов с заранее установленной процентной ставкой (процентная ставка в этом случае будет максимально возможной для данного рынка однодневных кредитов);
    • «депозитные операции», дающие возможность банковским институтам размещать на счетах НЦБ депозиты овернайт с начислением процентов по заранее установленной процентной ставке (следует отметить, что заработать на этом удастся немного – процентная ставка опустится до отметки, минимально возможной для данного рынка).

    Данные операции следует рассматривать во взаимосвязи, как единую систему, посредством которой кредитные учреждения могут пополнять свою ликвидность или, напротив, уменьшать ее в краткосрочном плане на условиях овернайт.

    Депозитно-ссудные операции ЕЦБ проводятся по инициативе банковских институтов.

    При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям. Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы. Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности. Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца.

    Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах «зоны евро», опирается на следующие принципы:

    Во-первых, резервные требования применяются ко всем кредитным институтам.

    Во-вторых, резервное требование к каждому конкретному кредитному институту устанавливается путем применения резервной ставки (в настоящее время – 2%) к обязательствам в формах: 1) депозитов овернайт; 2) депозитов с согласованными сроками погашения или погашаемых при уведомлении со сроком до двух лет; 3) аналогичных в смысле срока погашения долговых ценных бумаг; 4) ценных бумаг денежного рынка.

    В-третьих, при установлении суммы резервных требований предусмотрен следующий порядок расчетов. Если кредитное учреждение не в состоянии представить подтверждение по сумме обязательств в форме долговых ценных бумаг со сроком до двух лет и ценных бумаг денежного рынка, разрешается применять стандартный расчет исходя из 10% от суммы вышеуказанных обязательств. При исчислении конечного резервного требования каждый кредитный институт может сделать вычет из полученного по закону результата в размере 100 тысяч евро. На хранящиеся на счетах ЕСЦБ обязательные резервы начисляются проценты на уровне средней ставки для основных операций по рефинансированию, - т. е. в соответствии с рыночными условиями.

    В-четвертых, кредитный институт вправе обратиться к Национальному центральному банку страны – члена ЕСЦБ, для которой он является резидентом, за разрешением выполнять резервные требования через посредника.

    Проведение ЕСЦБ комплексной антиинфляционной политики позволило обеспечить стабильность цен при переходе к единой валюте. С января по май 1999г. в государствах «зоны евро» темп роста цен на потребительские товары составлял 1% в годовой исчислении, тогда как в США – 2,1%, в Канаде – 1,5%, а в среднем для группы индустриальных стран – 1,2%. Существенное повышение роли операций с ценными бумагами в рамках системы, особенно их активное использование в качестве обеспечения, свидетельствует о том, что при проведении операций первостепенное внимание уделяется надежности. Это создает психологический климат уверенности на денежном и финансовом рынках, что объективно снижает инфляционные ожидания в экономике.

Основные функции ЕЦБ:

  • эмиссия евро;
  • регулировка процентных ставок;
  • управление финансовыми резервами Евросистемы;
  • разработка и контроль кредитно-денежной политики Евросоюза;
  • определение норм обязательных резервов для финансовых учреждений.

Евросистема и ЕЦБ

ЕЦБ начал свою работу в 1998 году. Еще до введения в оборот евро на территории Евросоюза сформировалась Европейская система центробанков. В нее вошли ЕЦБ и центробанки всех стран-участниц ЕС.

После ввода евро часть стран Евросоюза приняли решение о сохранении своей национальной валюты. Это послужило причиной возникновения Евросистемы, объединившей центробанки государств, перешедших на евро.

Руководство ЕЦБ

Главой ЕЦБ является председатель, эта выборная должность. Председатель избирается на 8 лет.

Совет управляющих и Правление — основные органы управления ЕЦБ. В состав Совета управляющих входят члены Дирекции ЕЦБ, а также руководители центробанков всех государств еврозоны. Для того чтобы заседание Совета управляющих было правомочным, в нем должно принимать участие не менее 2/3 от общего количества членов, но в случае организации чрезвычайного заседания эта норма не является обязательной. Для принятия решения необходимо большинство голосов, при равенстве голосов решающим является голос Председателя. При обсуждении вопросов, связанных с распределением прибыли, вес голоса члена Совета равен доле капитала в ЕЦБ национального банка того государства, которое он представляет.

В состав Правления входит шесть человек. Четыре кандидатуры выдвигаются Советом управляющих и проходят процедуру согласования в Европейском парламенте. Две оставшиеся вакансии резервируются для Председателя ЕЦБ и его заместителя.

Экономическая политика ЕЦБ

Основное отличие системы ЕЦБ от государственных банковских систем заключается в реализации денежно-кредитной политики на децентрализованной основе. Главная финансовая организация Евросоюза лишь принимает решения и определяет правила для их реализации — на практике их исполняют государственные центробанки в соответствии с действующей нормативно-правовой базой и инструкциями от ЕЦБ.

Деятельность ЕЦБ на открытом рынке заключается в рефинансировании и проведении структурных операций.

Суточные депозиты и ссуды ЕЦБ позволяют финансовым организациям эффективно управлять ликвидностью при закрытии межбанковского рынка. Благодаря им различные банковские структуры могут проводить платежи даже при недостатке собственных ресурсов.

Официальный сайт ecb.europa.eu

European Central Bank — это ведущее международное кредитно-финансовое учреждение, объединяющее финансово-денежные системы государств, входящих в Евро союз и Зону евро, созданное в целях проведения единой и независимой политики стран — участниц Евро союза, обеспечения стабильности валюты ЕС и цен на территории Еврозоны, создания официальных валютных запасов Европейского союза, организации международного кредитования и финансовой взаимопомощи между государствами Евросоюза.

European Central Bank — это центрбанк Евро союза, образованный 1 июня 1998 года. Штаб-квартира банка находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне, Германия. В штат банка входят все представители государств членов Европейский союз. Финансовое учреждение, которое является полностью независимым от других органов управления Евросоюза, определяет валютную политику стран Евросоюз, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), имеет право санкционировать денежную эмиссию банкнот в пределах валютного союза.

Цели, задачи и функции Европейского центрального банка

European Central Bank является главным банком Еврозоны и Евро союза, созданный для координации денежной политики стран — участниц европейского валютного валютного союза. Сам по себе Европейский центральный банк ставит приоритетной задачей удерживать стабильные цены и контролировать уровень инфляции в государствах, пользующихся евровалютой.

Одной из целей создания Евро союза было образование единого рынка, обеспечивающего свободное перемещение капитала, товаров и услуг между более чем 360 миллионами жителей объединенных государств. Для облегчения расчетов между ними была создана единая валюта - евро. На сегодняшний день European Central Bank представляет собой особое юридическое образование, действующее на основании международных соглашений. Его уставной капитал при создании составил более 5 млрд евро, акционерами являются центральные банки стран Европы.

Высший орган Центрального банка Европы – совет управляющих, в который входят члены исполнительного совета и главы центральных банков стран – участниц зоны евро. Текущее руководство деятельностью банка возложено на исполнительный совет, который состоит из шести участников, в том числе председателя и его заместителя. Их кандидатуры предлагаются советом управляющих и должны быть одобрены Европейским парламентом, а также главами государств, входящих в зону евро.

Главными функциями Европейского центробанка являются:

  • выработка и осуществление кредитно-денежной политики государств Евро союза и Еврозоны;
  • содержание официальных валютно-денежных резервов стран зоны евро и управление ими;
  • денежная эмиссия денежных знаков евро;
  • установление основных процентных ставок;
  • поддержание экономической стабильности в Еврозоне, прежде всего уровня инфляции не выше 2 процентов.

Для осуществления этих функций Европейский центробанк на практике предоставляет стабилизационные займы, проводит залоговые публичные торги для ведущих банков, участвует в валютных операциях, а также совершает другие сделки на открытых рынках.

В своей деятельности Центральный банк Европы формально является независимым. В то же время он ежегодно должен отчитываться перед Европарламентом, Европейской комиссией, Советом Европейского союза и Советом Европы.

Финансовая интеграция стран Европейский союз — это многоплановый процесс, который влияет на всю систему мировых финансов. Направления и степень этого влияния зависят в значительной степени от стабильности, устойчивости, привлекательности новой еврика, а также от целей, ориентиров, механизмов реализации единой денежно-кредитной политики стран Евросоюз, а точнее — членов ЕВС.

Организационное устройство и задачи Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ)

В настоящее время контроль за кредитно-денежной политикой в зоне евро осуществляет ЕСЦБ. Европейская система центральных банков (см. рисунок) — это международная банковская система, состоящая из Центрального банка Европы и национальных центральных банков государств — участников Евросоюз. Национальные центральные банки (НЦБ) государств, не являющихся членами Европейская валютная система, — Англии, Дании, Греции и Швеции, входят в нее со специальным статусом: они не имеют право принимать участие в принятии решений.

Создание Европейской экономической валютной системы было настоящим прорывом в области валютной интеграции .

Во-первых , не выходя из глобальной международной валютной системы, Европейские сообщества совершенно определенно провозгласили свою «валютную независимость», что полностью отвечало их возросшей роли в всемирной экономике. Они впервые решили строить свою коллективную валютную политику самостоятельно, подкрепляя эту самостоятельность адекватным институциональным механизмом.

Во-вторых , вместо равнения на доллар и синхронизированное движение обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность самих этих валют. Стабильное соотношение паритетов должно было рассматриваться впредь как нормальное состояние. Оно могло быть подвергнуто пересмотру лишь в случае крайней необходимости, причем не в одностороннем порядке, а по решению Комиссии европейских сообществ и государств-участников.

В-третьих , на смену бесхребетной «змее» пришла более структурированная система, имевшая, по крайней мере теоретически, определенный внутренний стержень, — ЭКЮ. Это была принципиально новая коллективная расчетная единица, представлявшая собой «корзину» валют всех стран-участниц.

В-четвертых , создав Европейскую экономическую валютную систему, государства-участники пошли на беспрецедентный шаг сознательной передачи в коллективное ведение значительной части своего национального суверенитета в области валютной политики.

Сначала определялся паритет ЭКЮ как суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют. Далее проводилась обратная операция – устанавливался паритет каждой индивидуальной валюты в ЭКЮ и ее центральный обменный курс, то есть курс в отношении ЭКЮ. Составлялась сетка перекрестных значений двусторонних обменных соотношений индивидуальных валют на базе их центральных курсов. Определялись пределы допустимых колебаний рыночных обменных курсов индивидуальных валют, которые не должны были превышать 2,25% (6% для итальянской лиры).

Расчетная единица Европейского Экономического Сообщества — ЭКЮ – упразднена, на смену ей введена новая общеевропейская денежная единица – евро. Соответственно, все ссылки на ЭКЮ в юридических документах должны быть заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро в указанном соотношении. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 года).

Механизм Европейской экономической валютной системы включал четыре основных элемента :

– обязательные неограниченные интервенции при достижении пределов колебаний;

– индикатор отклонения, введенный по настоянию Франции, он был призван придать экономическое содержание ЭКЮ, как внутренней основе сетки валютных паритетов. Валюта считалась серьезно отклоняющейся от центрального курса, если индикатор отклонения превышал 0,75. Это означало возникновение ситуации, при которой национальные власти должны были «исправить положение посредством адекватных мер»;

– кредитные инструменты. Введение механизма поддержания курсов валют и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

Система займов типа «своп» между центральными банками, чьи валютные курсы достигли допустимых пределов;

Краткосрочная валютная поддержка, которая оказывалась в пределах сравнительно небольших квот в рамках общей суммы 14 млрд. Займ по этой линии мог предоставляться максимум на 8 месяцев;

Среднесрочная финансовая помощь с кредитным потолком в 11 млрд.

Краткосрочное кредитование проводилось центробанком без каких-либо условий, а среднесрочные займы предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов:

  • ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов — RTGS (Real Time Gross Settlements);
  • ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

ТАРГЕТ — это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. ТАРГЕТ состоит из связанных между собой 15 национальных автоматизированных систем оптовых расчетов в режиме реального времени — RTGS, размещенных в каждой из стран-участниц ЕВС и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур, и платежной системы Центрального банка Европы в виде механизмов взаимного кольцевания этих центров (Interlinking System). Правительства стран – участниц ЕЭС, не вошедших на данный момент в «зону евро», также сочли необходимым создание на базах своих Национальных центральных банков центров RTGS.

Помимо решения вышеперечисленных задач , Европейская система центральных банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

Денежная эмиссия банкнот и монет

ECB является единственной организацией, имеющей право разрешить денежную эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах Европейская валютная система.

Сотрудничество в области банковского надзора

Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

Консультативные функции

European Central Bank консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

Сбор статистических данных

Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен, коль скоро она связана с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

В пределах, не наносящих ущерба главной цели своего существования – поддержания стабильности цен, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и валютного союза.

ECB может заниматься обычными для центральных банков операциями : предоставлением займов, в том числе ломбардных (под обеспечение долга ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕВС, а также с драг металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает European Central Bank.

Устав Европейский центральный банк предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве обеспечения долга.

Характерная черта деятельности Европейский центробанк состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центробанка) в совокупном капитале Центральный банк Европы. Это не относится к членам Исполнительной Дирекции, каждый из которых имеет только один голос.

Центральный банк Европы и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.

ECB и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

Правовой статус Центрального Банка Европы

Европейский центральный банк занимает ведущее положение в институционной структуре европейской банковской системы, объединяя и координируя валютно-финансовые системы европейских государств, является управляющим и организующим ядром Европейской системы центральных банков.

Принципы независимости в деятельности Европейского центрального банка

European Central Bank функционирует на основании двух принципов: принципа независимости и принципа подотчетности.

Принцип независимости поставлен во главу угла в ст. 130 соглашения и ст. 7 Статута, которые раскрывают его значение и содержание. Принцип независимости затрагивает свободу (автономию) в принятии соответствующих решений тем органом, чью деятельность он определяет. Конечно, степень независимости того или иного органа различна. Например, степень независимости центробанка не идет в сравнение со степенью независимости судебной власти, которая существенно выше, но, тем не менее, в определенных случаях можно говорить о независимом центробанке как о четвертой власти в государстве.

Прежде всего принцип независимости покрывает те функции и полномочия Европейский центральный банк и НЦБ, которые закреплены в Статуте и Договоре и, следовательно, не относится к другим функциям этих структур, а именно, функциям, выполняемым не в связи с реализацией целей валютного регулирования.

Данный принцип направлен на то, чтобы исключить потенциальное политическое влияние на эти структуры со стороны институтов органов и учреждений Евро союза, любых правительственных органов (под которыми понимаются как законодательные, так и исполнительные, а также судебные органы, причем по смыслу статьи Статута охватываются все три уровня управленческой иерархии в государстве – общенациональный, региональный и локальный).

Следующий момент в раскрытии смыслового содержания принципа независимости касается того круга лиц, которым запрещено оказывать политическое давление на органы валютного регулирования Евросоюз. Вместе с тем Председатель Совета ЕС и члены Европейской комиссии, либо депутаты Европейского парламента, заслушивающие президента или членов Исполнительного комитета (ст. 284(3) договоренности), должны пытаться создать атмосферу открытого диалога и не переступать тонкой грани, отделяющей свободный обмен взглядами от политического влияния, запрещенного Договором.

Общий принцип независимости включает в свой состав несколько элементов, которые формируют его содержательную ткань. К их числу относятся:

  • организационная независимость;
  • персональная (личная) независимость;
  • функциональная независимость;
  • финансовая независимость.

Совет управляющих , верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих национальными центральными банками (НЦБ) государств – участниц Европейского экономического и валютного союза. Общее руководства Советом управляющих осуществляет Председатель Совета.

Под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • комитет внутренних аудиторов;
  • комитет по банкнотам;
  • бюджетный комитет;
  • комитет внешней коммуникации;
  • комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • юридический комитет;
  • комитет по рыночным операциям;
  • комитет по кредитно-денежной политике;
  • комитет международных отношений;
  • статистический комитет;
  • комитет банковского надзора;
  • комитет информационных систем;
  • комитет платежно-расчетных систем.

Президент Европейского Центрального Банка

Президент Центрального банка Европы одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, президент представляет Европейский центральный банк во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет Европейский центробанк.

Распределение доходов ЕЦБ и национальных центральных банков

Доход , получаемый национальными центральными банками при осуществлении задач денежной политики ЕСЦБ (далее именуемый «денежный доход»), распределяется в конце каждого бюджетного года. Размер денежного дохода каждого национального центробанка равняется ежегодному доходу, извлекаемому из активов, которые хранятся им в обеспечение банковских билетов, находящихся в обращении, и в обеспечение обязательств, вытекающих из депозитов, созданных кредитными организациями. Эти активы определяются национальными центральными банками в соответствии с ориентирами, которые установит Совет управляющих.

Размер денежного дохода каждого национального центробанка уменьшается на любую сумму процентов, выплачиваемую этим центробанком по обязательствам, которые вытекают из депозитов, созданных кредитными организациями. Совет управляющих может принять решение о возмещении национальным центральным банкам затрат, понесенных ими в связи с денежной эмиссией банковских билетов или в исключительных обстоятельствах отдельных убытков, которые связаны с операциями денежной политики, проводимыми от имени ЕСЦБ. Возмещение осуществляется в форме, которую Совет управляющих признает подходящей; эти суммы могут возмещаться из денежного дохода национальных центральных банков.

Сумма денежных доходов национальных центральных банков распределяется между ними пропорционально оплаченным долям этих банков в капитале ECB, при соблюдении любого решения, принятого Советом управляющих. Зачет и взаимное погашение сальдо по счетам, вытекающие из распределения денежного дохода, производятся European Central Bank в соответствии с ориентирами, установленными Советом управляющих.

Чистая прибыль , получаема Центральным банком Европы, распределяется в следующем порядке:

– определяемая Советом управляющих сумма, которая не может превышать 20% чистой прибыли, передается в общий резервный фонд с предельным размером в 100% капитала;

– остающаяся чистая прибыль распределяется между держателями долей Центральный банк Европы пропорционально оплаченным ими долям.

Если ECB регистрирует убыток , то этот убыток покрывается из общего резервного фонда European Central Bank и, при необходимости, на основании решения Совета управляющих из денежных доходов за соответствующий бюджетный год соразмерно величине и в пределах сумм, выделенных национальным центральным банкам.

Европейский Центральный Банк на современном этапе

На современном этапе деятельности Центрального банка Европы актуальным является вопрос о будущем евро, который имеет два основных аспекта: внутренний и международный.

Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов. В этом состоит главная слабость евро как валюты: за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

Внутри ЕВС достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕЭС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Сложившаяся система права и институтов Сообщества обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центробанка. Высшим приоритетом политики Европейская экономическая валютная система объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро вписывается в валютную систему и какое воздействие на новую валюту оказывает кризисное состояние этой системы. Рынки акций (в первую очередь американский) явно «перегреты»; объем долларов, обращающихся в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования американской экономикой. Доллар Соединенных Штатов на сегодняшний день, безусловно, остается в роли господствующей резервной валюты. Именно в нем измеряются объемы почти половины торговых операций, совершаемых в мире. В 80% всех финансовых трансакций доллар выступает одной из сторон.

Вместе с тем, экономика Соединенных штатов Америки серьезно уязвима, о чем свидетельствует настоящий финансовый кризис. Доллар не может оставаться единственным фаворитом финансовых рынков. Эксперты предупреждают: если держатели крупных золотовалютных резервов, такие, как Япония и Китай, переведут значительную часть своих авуаров в евро, то американская валюта и американская экономика могут рухнуть. Удельный вес доллара в валютной системе снижается, а удельный вес евро — возрастает. Однако этот процесс протекает с разнонаправленными трендами: периоды подъема курса евро перемежаются с периодами его падения.

Основной упор при разработке антикризисных мер в большинстве развивающихся экономик делается на снижение процентных ставок центральными банками (за исключением Российской Федерации, Белоруссии и ряда других стран), снижение нормативов обязательных резервов для кредитных учреждений с целью высвобождения дополнительных объемов ликвидности, создание новых механизмов предоставления ликвидности финансовым институтам, увеличение размера гарантий по банковским депозитам и задействование своповых линий с монетарными властями других стран.

Меры в области денежно-кредитной политики Центрального банка Европы, направленные на стимулирование экономической активности, заключаются в следующем:

  • расширен список инструментов, принимаемых в качестве обеспечения долга по кредитам ЕЦБ;
  • возросли объемы и сроки кредитования участников рынка со стороны Европейский центробанк, в том числе предоставление Центральный банк Европы ссуд в долларах Соединенных Штатов.

О проблемах современного состояния европейской экономики и деятельности Европейского центробанка происходило обсуждение на прошедшей в августе 2013 года международной пресс-конференции с участием президента Центрального банка Европы М. Драги.

Как следует из докладов президента ECB и других участников, ЕЦБ решил оставить межбанковскую ставку неизменной на уровне в 0,5% на неопределенный срок. В отличие от ситуации с экономикой Англии и заявлением Центрального Банка Великобритании, инфляция в Еврозоне в целом составила порядка 1,6%, что ниже текущей цели в 2%. После 6-квартального снижения экономической активности, наблюдается стабилизация данного показателя на уровне минимума, что соответствует текущему положению в бизнес цикле.

Также, отмечается, что рынки находятся в не самом лучшем состоянии. Тем не менее, эксперты ожидают роста экспортирования Еврозоны благодаря росту внешнего спроса. Более того, скорее всего продолжится политика поддержания роста внутреннего спроса.

Таким образом, European Central Bank рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны в ближайшее время, несмотря на слабость внутреннего спроса, которая ведет к снижению инфляции. Отмечается рост цен в административном секторе, так же как и на товарном рынке, что выглядит не вполне обычно на фоне низкой экономической активности.

Европейский центральный банк рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны

ЕЦБ рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны.

С другой стороны, Европейский центробанк обеспокоен текущей ситуацией на кредитном рынке и отмечают продолжение фрагментации Еврозоны. Так, было отмечено, что риски по облигациям стран Еврозоны будут снижены, за исключением бумаг Испании и Италии, что должно привести к неоднозначным результатам, т.к. именно эти две страны наиболее сильно пострадали в последние годы.

В результате, можно сказать, что ECB оставил свою политику неизменной на неопределенный срок (т.е. до того момента, пока не будет объявлено обратное). Тем не менее, текущая ситуация позволяет надеяться на стабилизацию на низких уровнях активности (хотя бы без дальнейшего падения) согласно текущему положению в бизнес цикле. С другой стороны, European Central Bank продолжит поддерживать ликвидность на денежном рынке, «пока это будет нужно рынку «.