Структура и виды национальной экономики. Структура национальной экономики

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

Домашние хозяйства в стране не обладают большим потенциалом как потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей страны покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения страны.

Национальная экономика рассматривается в тесной взаимосвязи с общественным производством. Последнее представлено в двух сферах: производственной и непроизводственной. В первой производят в основном материальные блага. Народнохозяйственными отраслями этой сферы являются: вся промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт, торговля, материально-техническое снабжение и заготовки в части дополнительных издержек обращения.

Непроизводственную сферу формируют другие отрасли народного хозяйства: «здравоохранение, просвещение, транспорт, обслуживание населения, культура и т. п. Продуктами труда этой сферы являются преимущественно духовные блага и отчасти материальные» .

Соотношения между производственной и непроизводственной экономикой в разных странах неодинаковы. В частности, чем больше занято трудоспособного населения в непроизводственной сфере, тем выше уровень развития национальной экономики. Объясняется это следующим обстоятельством. Высокая производительность труда в отраслях и на предприятиях, формирующих производственную сферу, позволяет высвободить рабочую силу для занятости ее в непроизводственной сфере. Это весьма позитивно сказывается на качестве жизни людей, ибо, чем больше их занято в непроизводственной сфере, тем выше уровень обслуживания населения данной страны.

В современной национальной экономике выделяют производственную, социально-бытовую и рыночную инфраструктуру. Производственная инфраструктура обеспечивает эффективную работу всех предприятий независимо от их организационно-правовой структуры. Социально-бытовая инфраструктура призвана удовлетворять многогранные потребности жителей как городских, так и сельских. Рыночная инфраструктура представлена в многочисленных институциональных образованиях, функционирование которых обусловливает бесперебойность взаимодействия слагаемых рыночных механизмов.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как «систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов» .

Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

Существуют два вида структуры национальной экономики:

  • 1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
  • 2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц - культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция - это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения - это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

  • 1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;
  • 2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной .

Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  • 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
  • 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики. Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы . Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в России можно выделить следующие секторы: государственный, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.
  • 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики - это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития. Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли -- качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.
  • 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы. Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли;
  • 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
  • 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта .

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Особенностью структуры национальной экономики России является то, что она сложилась в условиях распада мировой социалистической системы, а затем и СССР привели к резкому снижению объёмов внешней торговли и экономического сотрудничества. Резко уменьшился экспорт вооружения. Но экономические связи со странами ближнего зарубежья имеют иной характер. Казахстан продолжает поставлять в Россию железную руду и уголь. Государства Средней Азии - хлопок, овощи. Беларусь - трактора. В свою очередь, Россия обеспечивает большую часть стран СНГ нефтью, и газом, лесоматериалами. Поставляет туда машины и оборудование. До 1970 годов продолжался процесс индустриализации России. Межотраслевые комплексы - группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга. Производство тракторов относится одновременно и к машиностроению и к аграрно-промышленному комплексу. Растет занятость в непроизводственной сфере.

Сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в и т. д.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности .

Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия .

Виды структуры национальной экономики:
  • экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
  • неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц — культуру, образование и т.д/ Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики.

Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция — это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения — это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Ж. Ломм предлагает противоположное значение структуры национальной экономики. Это устойчивые отношения между единицами национальной экономики , определяющие сущность национальной экономики во времени и пространстве.

Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  • домашнее хозяйство , подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
  • социальная структура , исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
  • отраслевая структура , предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики — это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
  • территориальная структура , предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики — разделение национальной экономики на различные ;
  • инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
  • структура внешней торговли , предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера , возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов — географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Специфика структуры национальной экономики России обусловлена тем, что она сформировалась на основании структуры СССР. В результате искусственного преобразования СССР была разрушена существующая структура национальной экономики, а далее происходило и происходит ее длительное становление.

Теории структурных реформ национальной экономики

Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного , под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики — на структурные реформы.

Направление структурного реформирования национальной экономики определяется конкретными потребностями государства , его положением в , вырабатывается на основании оценки существующего положения страны и ее желаемого будущего состояния . На этапе соизмерения существующего состояния экономики и ее желаемого будущего состояния определяется набор конкретной методологии достижения необходимых экономических показателей.

Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата. Ни один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить структурное реформирование. Поэтому источником и разработчиком реформирования является только государство — государственный аппарат.

Программы структурных реформ

Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, обычно они оформляются в виде программ — рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.

В большинстве стран их разработка и реализация связана с потребностью создания необходимых условий для активного и устойчивого экономического роста или выхода из затяжного экономического кризиса. Обычно они направлены на решение нескольких масштабных экономических проблем .

В этом случае реформы ставят своей целью стабилизацию национальной экономики, включая несколько небольших структурных реформ, связанных с привлечением иностранного капитала в страну. Как правило, программы структурных реформ поддерживаются одной или несколькими , например . Но взамен этого они требуют серьезных изменений в законодательстве страны сообразно мировым нормам.

Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перейти к системе негосударственных , которые, как показывает практика, могут реализовать более эффективное управление доверенными им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности — оно должно сохранить за собой право регулирования деятельности негосударственных фондов. Реформирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы для развития национальной экономики.

Реформирование банковской сферы вызвано тем, что она реализует значительные экономические функции — обеспечивает для целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы зависит от реальных условий и потребностей национальной экономики.

Главной проблемой банковской сферы стал всеобщий и системный невозврат кредитов , связанный с общим экономическим спадом, снижением активности хозяйствующих субъектов, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни. Все эти проблемы в процессе структурного реформирования вызвали серьезный банковский кризис в Хорватии и Венгрии.

Вместе с тем способствует выходу банковской системы из кризиса гиперинфляция — неизбежный спутник структурных реформ. Банки могут получать сверхдоходы, используя выгодные им особенности .

Другой особенностью является снижение доверия населения к , так как население переключилось на использование внебанковских форм сбережений и стало негативно подходить к возможностям инвестирования денежных средств в национальную экономику.

Итоги структурного реформирования

Как показывает практика, страны с переходным типом экономики, начавшие реализацию структурных реформ, в общем добились значительных экономических результатов на начало 2007 г. В результате положительного влияния высокого спроса со стороны Западной Европы, наметился рост ВВП и общее улучшение экономической ситуации. В целом, реформы существенным образом оказали влияние на национальные экономики развивающихся стран, чему в немалой степени способствовал рост объемов внутреннего рынка и его незаполненность. Наиболее высокие темпы роста иностранных инвестиций наблюдались в Хорватии, Украине, Румынии и Болгарии. На этом фоне инвестиционная активность в России более низкая.

Результаты реализации программ структурного реформирования показывают их эффективность и результативность. Наметившаяся экономическая стабилизация позволяет сделать вывод о том, что страны с переходным типом экономики смогут в долгосрочной перспективе выйти на устойчивые показатели экономического роста.

Структурные изменения в экономике современной России

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности была заменена на рыночную.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился , наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия ». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему . Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

  • структурные реформы;
  • приватизацию;
  • макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов . Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация — снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции . Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики . Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса .

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами , в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

Сущность экономической структуры

Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многих макроэкономических элементов, связанных друг с другом, соотношение между этими элементами составляет экономическую структуру.

Экономическая структура – соотношения между элементами экономической системы, выделяемыми в зависимости от рассматриваемого направления анализа.

Наиболее распространенными видами структуры экономики является структура факторов воспроизводства, отраслевая структура, стоимостная структура, структура экономики в разрезе крупных ее секторов, структура внутренних и внешних связей, структура экономики региональная, структура производства и потребления, структура инвестиций и др.

Изучение экономической структуры имеет огромное значение для сбалансированности экономики, ее эффективного и устойчивого роста. Так, успех в экономическом росте большинства стран Запада в немалой степени объясняется глубокими структурными изменениями, обеспечивающими динамизм производства и другие положительные качественные изменения. Быстрый рост производства в ряде стран Юго-Восточной Азии произошел прежде всего за счет форсированного развития нетрадиционных для этих стран отраслей, т.е. в результате резкого изменения структуры народного хозяйства.

В исследованиях экономической структуры чаще всего выделяют отраслевую, воспроизводственную, и др. структуры.

Отраслевая структура представляет собой соотношение различных отраслей и подотраслей в системе национального хозяйства. Она сложна, динамична и подвержена количественным и качественным изменениям под воздействием научно-технического прогресса, циклического развития экономики и ряда других факторов. Формируется отраслевая структура на основе общественного разделения труда. Деление национального хозяйства на основные сферы экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля и другие отрасли сферы услуг) выражает общее разделение труда. В свою очередь, частное разделение труда предполагает наличие в каждой из этих сфер целого ряда отраслей. Так, в промышленности существуют добывающие и обрабатывающие отрасли, в обрабатывающих отраслях – легкая, пищевая, промышленность, машиностроение и др. В машиностроении выделяются станкостроение, приборостроение и т.д. Во многих отраслях существуют подотрасли, отражающие внутриотраслевое разделение труда.

В процессе общественного воспроизводства между отраслями формируются взаимосвязи, изучение которых необходимо для прогнозирования развития экономики. В ХХ веке отраслевая структура экономики неоднократна изменялась. В начале века в создании общественного продукта стран Запада преобладали природо-эксплуатирующие отрасли (первичная переработка сырья), сельское хозяйство, начало развиваться машиностроение. К середине века произошло сокращение в производстве ВВП доли сырьевых отраслей и сельского хозяйства и резкого возрастает доля сферы услуг.

Конец ХХ века сопровождался кардинальными изменениями в отраслевой структуре развитых стран, что выражается в следующем:

В снижении доли сельского и лесного хозяйства, добывающих отраслей, тяжелой промышленности;

В опережающем росте наукоемких отраслей материального производства (электронное машиностроение, ракетно-космическая техника, контрольно-измерительные и аналитические приборы и т.д.;

В росте доли сферы услуг, прежде всего таких ее отраслей, как здравоохранение, наука, образование, социальное обеспечение и т.д.

Структурные изменения в экономике вызвали аналогичные изменения в структуре занятости населения.

Воспроизводственная структура отражает возможности роста экономики и ее эффективности. В этой структуре наиболее важным является соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным, определяющим условием расширенного воспроизводства. Чем выше доля валового накопления, тем выше темпы роста экономики. Сокращение доли накопления ведет к сокращению инвестиций в экономику страны. В перспективе свертывание инвестиционных программ отрицательно сказывается на общей динамике народного хозяйства.

Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Экономика страны – сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено многообразием процесса производства. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур.

При рассмотрении национального хозяйства в различных исследованиях обычно используют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

С позиций создания совокупного общественного продукта и национального дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относят: промышленность;

Сельское и лесное хозяйство;

Грузовой транспорт;

Связь (обслуживающую материальное производство);

Строительство;

Торговлю;

Общественное питание;

Информационно-вычислительное обслуживание;

Прочие виды деятельности материального производства.

Непроизводственная сфера включает:

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Пассажирский транспорт;

Связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);

Здравоохранение;

Физическую культуру;

Социальное обеспечение;

Народное образование;

Культуру и искусство;

Науку и научное обслуживание;

Кредитование и страхование;

Деятельность аппарата органов управления.

В настоящее время эта система структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

В зарубежных странах для обобщающей характеристики экономических процессов составные элементы хозяйственного комплекса сгруппированы в крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

Выделяют секторы предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств и внешний сектор.

Сектор предприятий включает в себя сектор нефинансовых предприятий и сектор финансовых предприятий. В сектор нефинансовых предприятий входят как коммерческие предприятия, производящие товары (услуги) с целью получения прибыли, так и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они в свою очередь подразделяются на государственные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает коммерческие и некоммерческие организации, занятые финансовым посредничеством и страхованием, а также вспомогательной деятельностью в этой области. К ним относятся: Банк России, коммерческие банки, инвестиционные и инновационные фонды, благотворительные и спонсорские фирмы, лизинговые организации, фондовые биржи, страховые корпорации и пенсионные фонды.

Сектор государственных учреждений представляет собой совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Он имеет федеральный, региональный и местный уровни.

Сектор домашних хозяйств объединяет в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими. Этот сектор состоит из нескольких подсекторов. Хозяйства делятся по роду занятий, отрасли труда, образованию и квалификации лица, признанного его главой. В зависимости от вида доходов (наибольшего источника доходов) можно отметить следующие подсекторы: работодатели, работающие по найму, получатели доходов от собственности. В подсектор могут группироваться домашние хозяйства по размеру общего дохода, числа членов или месту расположения.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

Различают также государственный и частный секторы. Первый объединяет предприятия, организации и учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами. На частный сектор контроль государства не распространяется.

По отношению к рынку можно выделить рыночный и нерыночный секторы экономики. Рыгночныгй сектор – это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос, а также обмен товарами и услугами по бартеру, запасы готовой продукции, а также оплата труда в натуральной форме. Нерыгночныгй сектор включает производство продуктов и услуг, которые используются непосредственно производителями или владельцами предприятия, или передачу их другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим влияния на спрос.

Секторы экономики в свою очередь складываются из однородных видов экономической деятельности – отраслей. По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товарыг, и отрасли, оказыгвающие услуги.

К первым относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.). Ко вторым – образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Во всех развитых странах наблюдается тенденция повышения доли сферы услуг в структуре ВВП.

1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы

Сферы экономики, как уже отмечалось, подразделяются на специализированные отрасли. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Оно выражается в трех формах:

Частное;

Единичное.

Общее выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.

Частное проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.

Единичное находит свое отражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов. Отрасль можно рассматривать как совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Кроме общности выпускаемой продукции и удовлетворяемых потребностей предприятия одной отрасли характеризуются общностью технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовкой рабочих кадров.

Таким образом, отрасль – совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью сферы деятельности в системе общественного разделения труда, выпускаемой продукции, технологии производства, использования ресурсов (сырья, основных фондов, профессиональных навыков работников).

В настоящее время насчитывается более 350 отраслей и видов производств. Динамика распределения предприятий и организаций по основным отраслям экономики с 1998 по

2002 г. приведена в табл. 1. В 2002 г. в экономике страны наибольший удельный вес в общем числе предприятий составили предприятия и организации, функционирующие в торговле и общественном питании, – 35,4 % (где значительную долю занимают малые предприятия), в промышленности – 11,2 %, в сельском хозяйстве – 8,7 %, в строительстве – 9,5 %.

Одной из целей деления национальной экономики на отрасли является сопоставимость статистической информации на международном уровне. В связи с этим с 1 января 2003 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), предусматривающий классификацию видов экономической деятельности, принятую в Европейском экономическом сообществе.

Развитие экономики, дальнейшее углубление специализации ведет к формированию новых отраслей и видов производства, одновременно идут процессы кооперации и интеграции. Это приводит к устойчивым связям между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Таблица 1


Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, различных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают внутри отдельных отраслей экономики и между различными отраслями. Например, в составе промышленности функционируют такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и др. Более сложной структурой отличаются строительный и агропромышленный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы подразделяются на целевые и функциональные.

Основу целевыгх комплексов составляют воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта, например, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, транспортный комплекс и др. В основу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции (инвестиционный, научно-технический, экологический комплексы).

Комплексность, т. е. единение растущего многообразия, является следствием качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Отрасли промышленности России объединены в следующие комплексы!:

1) топливно-энергетический;

2) металлургический;

3) машиностроительный;

4) химико-лесной;

5) агропромышленный;

6) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);

7) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных комплексов. Топливно-энергетический комплекс представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. В него входят более 2000 предприятий и акционерных обществ. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах. Доля экспорта продукции ТЭК составляет около 50 % от экспортного потенциала страны, налоговые поступления от структур ТЭК достигают 55–65 % суммарного сбора налогов, хотя в объеме валового продукта их доля около 15 %. Однако и в нашей стране наиболее экономное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, как и всех других видов материальных ресурсов, приобретает особое народно-хозяйственное значение. Это необходимо учитывать при рассмотрении резервов повышения эффективности деятельности предприятий.

Агропромышленный комплекс отличается от других межотраслевых комплексов тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК включает сельское хозяйство, отрасли перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Входящие в АПК отрасли объединены общей конечной функцией – снабжением страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Обеспечение продовольственной безопасности – главная задача АПК.

В практике планирования и учета определяется отраслевая структура, т. е. нахождение удельного веса отдельных отраслей в общем объеме производства продукции или в общей стоимости основных производственных фондов, или в общей численности работающих.

1.3. Совершенствование структуры экономики России

Структура национального хозяйства не является постоянной. Она может изменяться стихийно или под воздействием регулирующей деятельности государства. Изменение структуры национальной экономики, ее секторов, отраслей происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Внешними факторами принято считать конкуренцию со стороны иностранных производителей и внешнеэкономическую конъюнктуру – состояние мировых рынков по отдельным видам товаров, в том числе мировые цены на нефть. Внутренние факторыг включают: конкурентоспособность выпускаемой продукции, инвестиционную активность, производственный потенциал, а также уровень платежеспособного спроса.

Основные методы государственной структурной политики включают государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам, группам отраслей. Необходимость структурной перестройки в России обусловлена сменой приоритетов в экономике при переходе от административно-командной системы к рыночным отношениям. Прежняя структура отражала высокий уровень огосударствления и монополизации производства, приоритет добывающих отраслей и военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим потребительский рынок. Намечаемыми структурными сдвигами в промышленности предусмотрено снижение доли добывающих отраслей (с 16 % в 1995 г. до 10 % в 2010 г.) с соответствующим повышением доли перерабатывающих отраслей.

На период до 2010 г. разработана государственная программа стратегического развития для отдельных отраслей и производственных групп. Так, в нефтедобывающей промышленности основным направлением будет продолжение создания вертикально интегрированных формирований, осуществляющих не только добычу, но и переработку нефти. На предприятиях черной металлургии основным направлением совершенствования структуры предусматривается расширение ассортимента и повышение качества металлопроката. Для этого необходимо техническое перевооружение за счет применения прогрессивных технологий и оборудования, так как прогнозируемый рост мировых цен на металл повысит привлекательность данной отрасли для инвесторов, что будет способствовать финансовому оздоровлению этих предприятий.

Для отраслей с высоким научно-техническим уровнем (ракетно-космическое производство, атомная промышленность, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.) предполагается прямая государственная поддержка в виде государственных инвестиций, закупок и субсидий, экспортных кредитов. Основными направлениями структурной перестройки в России являются свертывание и перепрофилирование недееспособных предприятий, увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках, создание условий для развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Наличие в нашей стране богатых природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала позволяет решать проблемы структурной перестройки в соответствии с современными требованиями. К ним относится, например, общемировая тенденция опережающего роста доли обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Однако в структуре отечественной промышленности это направление пока реализуется очень медленно. Россия на международной арене все еще остается поставщиком топливных и сырьевых ресурсов и потребителем готовых промышленных изделий. Глубокая структурная перестройка (отраслевая, региональная, технологическая, организационная, управленческая, социальная) должна способствовать устойчивому экономическому росту и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения России.

Выводы

1. Национальная экономика подразделяется на различные сферы и секторы. В зависимости от участия в формировании ВВП рассматривают сферу материального производства и непроизводственную сферу. Для обобщающей характеристики экономических процессов в мировой практике используется деление на секторы (сектор нефинансовых предприятий и финансовых предприятий, сектор государственных учреждений, сектор домашних хозяйств и внешний сектор).

2. В зависимости от формы собственности в экономике различают государственный и частный секторы; по отношению к рынку выделяют рыночный и нерыночный секторы. Структура национальной экономики – это соотношение между ее составляющими: между отдельными сферами, секторами, отраслями.

3. Отраслевое деление экономики является результатом развития общественного разделения труда. Отрасль – это совокупность предприятий и организаций с общностью сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии и используемых факторов производства.

4. Межотраслевые комплексы могут возникать как внутри отрасли (например, топливно-энергетический комплекс – внутри промышленности), так и объединять разные отрасли (агропромышленный комплекс включает сельское хозяйство и отрасли промышленности). Межотраслевые комплексы делятся на функциональные и отраслевые.

5. Изменение структуры национальной экономики происходит под влиянием рыночных механизмов и под воздействием государственной структурной политики. Процессы, происходящие в экономике, необходимо учитывать при разработке перспектив развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.

В целом экономика - это процесс общественного воспроизводства, исторически сложившийся в пределах отдельной страны. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев и упорядоченных связей, обеспечивающих ее в тийкисть, целостность и динамизмм.

Структуру экономики рассматривают в узком и широком понятии. В узком смысле - это комплекс отраслей по производству товаров и услуг с соответствующими технологическими и межотраслевыми связями. В широком в понятии она охватывает не только предложения производства, но и формы его организации и управления, механизм государственного рыночного регулированияня.

Структура экономики - это соотношение между сферами производства, которое выражает хозяйственные пропорции, состояние общественного разделения труда. В ней выражена совокупность устойчивых связей между элементами системы, в обеспечивающих ее целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при резких внутренних и внешних изменениях. Структура общественного производства измеряется как натуральными, так и стоимостными показателями (валовой внутренний продукт, численность работающих, стоимость основных фондов, ассортимент продукцииї).

Структура производства характеризуется следующими пропорциями:

воспроизводственными - между производством средств производства и производством предметов потребления, использования валового внутреннего продукта на замещение потребленных средств производствами, личным употребил ванием и накоплением

отраслевыми - соотношение между различными отраслями экономики в регионах и стране;

территориальными - в размещении отраслей производства в отдельных региональных экономических районах;

внешнеэкономическим - экспорт и импорт продукции различных отраслей и регионов в зарубежные страны

В условиях рыночной экономики проблемы ее структуры является важным фактором внешнеэкономических отношений, это достаточно сложное и многоплановое понятие. Оно включает в себя, прежде всего, социально-экономическую стр руктуры экономики, которая характеризуется формами собственности на средства производства, и организационно-экономическую структуру, определяемая соотношением различных форм организации производства. Существует еще водоворот обничо-технологическая структура, которая является формой внутренней организации производительных сил, то есть соотношением материального производства и сферы услуг, промышленности и сельского хозяйства, производ тва средств производства и производства предметов потребления, добывающих и обрабатывающих отраслей экономики. Она характеризуется удельным весом наукоемких и высокоэкономичных отраслей производства - отраслей с медленным оборотом капитала (судостроение, самолетостроение, ракетно-космическая техника и т.п.) и отраслей с быстрым оборотом капитала (производство товаров широкого потребления, приоритетные отрасли агропрома. Слове комплекса, сферы быта, торговли, общественного питаниявання).

Для утверждения своей собственной структуры система рыночной экономики требует обеспечения многообразия форм собственности и демонополизации экономики, перестройки ее организации - экономической структуры и, создание большого количества самостоятельных товаропроизводителей, т.е. организации рыночно-конкурентной среды. Это будет способствовать превращению производственно-технологической структуры экономики путем внедрения я наукоемких и высокотехнологичных производств, приоритетного развития потребительского сектора экономики, то есть сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, социальной сферы. Однако это не выкл ючае развитие тяжелой промышленности. Она остается базой для развития всей экономики, в том числе ее потребительского сектора (автомобильная промышленность, производство сложной бытовой техники). Научные исследования показывают, что соотношение между тяжелой промышленностью и производством потребительских товаров в пределах 45-50% должна составлять тяжелая промышленность, 55-50% - предметы и товары потребленияання..

Категория"структура экономики"является динамичной, постоянно развивается, совершенствуется. Новый этап научно-технической революции, приходится на вторую половину XX в, обусловил глубокий структурный кризис в бел льшости стран мира и в первую очередь в развитых. Этот кризис связан с переходом экономики к новой фазе социально-экономического развития. Сущность нынешней структурного кризиса состоит в переходе экономик и от периода индустриализации к эпохе постиндустриализацидустріалізації.

Парадигма в изменениях структурной перестройки на постиндустриальной основе предполагает преобразование элементов сферы услуг на компонент продукта материальной сферы (информация, программное обеспечение), гал отраслевых структуры экономики в межотраслевые комплексы (агропромышленный, инвестиционный, территориальный производственный комплекс и т.д.) с характерной функциональной ролью перенесения центра тяжести структурных сми н на качественный уровень (индустриализация сельского хозяйства, сферы услуг, информационные технологии.

Сегодня происходят структурные изменения в самом материальном производстве частности есть существенное изменение соотношения между добывающими, сырьевыми и обрабатывающими отраслями путем решительного перехода к ресурсозб беригаючих технологий, существенного роста интеллектуальных, наукоемких отраслей, где высоким является удельный вес высококвалифицированного труда, новейших технологий, использования науки и техники.

время сказывается ускоренный рост удельного веса сферы услуг в структуре общественного производства. И это закономерный процесс для всех высокоразвитых стран. Он является показателем высокого уровня развития п производительных сил, производительности общественного труда. Это способствует сокращению количества работающих в сфере материального производства, одновременно обеспечивает создание такого объема материальных благ, не ли е удовлетворяет потребности населения своей страны, но и обеспечивает значительный их экспорт в другие страны. Сокращение количества работающих в сфере производства позволяет их увеличение в сфере нематериального произ водства. Исследования показывают, что в. США 75% всех работающих заняты в непроизводственной инфраструктуры, в. Европе - до 65-68%. Такое соотношение между сферой материального производства и сферой услуг вы определяет качественно новую структуру и критерии эффективностивності.

Экономика Украины в конце XX в характеризуется структурным кризисом, которая сочетает в себе длительную стагнацию в традиционно важных отраслях и секторах производства, тогда как. Новые отрасли могут развиваться ся ускоренными темпами. Соотношение занятых в производственной сфере в непроизводственной составляет до 65%. Это говорит о большие резервы по возможному использованию трудовых ресурсов создавая новые сферы в иробництва. Бурное развитие производительных сил в эпоху научно-технической революции и высокая степень монополизации экономики выдвинули необходимость активного вмешательства государства в процессы структуроутворе ния. На государственных и межгосударственных уровнях разрабатываются целевые программы поддержки развития и модернизации традиционных отраслей и регионов специализации с применением кредитных, налоговых рычагов регу формулировкойвання.

Для преодоления структурных кризисов концентрация ресурсов считается наиболее перспективной на тех предприятиях, пораженные кризисом отраслей, за счет экономии на издержках повышения рентабельности производств ва, его реструктуризации и технологического обновления.

течение последнего периода в Украине наблюдается трансформация структуры экономики через структурный кризис, а именно стадия структурного спада со всеми характерными признаками, продолжающееся падение. Эффективно ности производства, в частности производительности труда и нормы прибыли в материальном производстве. В сфере услуг эти тенденции проявляются меньше, а норма прибыли растет, что означает перераспределение ресурсов производства в пользу, возрастание роли домашних хозяйств (индивидуального производства).

Однако результаты роста экономики подтверждают, шоу структурной кризисе стадия спада постепенно меняется подъемом. Базой для такого перехода должна быть стратегия государственного структурного регулирования я. Опыт развитых стран утверждает, что целью структурной трансформации должен быть непрерывное развитие производительных сил общества и, особенно, развитие на базе роста, а также эконом ичного обоснование и социального справедливого распределения доходовку.