Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь. Основные сферы общественной жизни, их общая характеристика

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

  • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
  • экономическая (производительные отношения и силы);
  • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
  • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Социальная сфера

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

Экономическая сфера

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

  • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
  • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

Политическая сфера

Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

  • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
  • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
  • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
  • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

Духовная сфера

Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

Структура этой сферы общества в себя включает:

  • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
  • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
  • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
  • образование - процесс обучения и воспитания;
  • право - нормы, которые поддерживает государство.

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.


Введение 3стр

Общество. Сфера жизни 4стр.

Экономическая сфера 7стр

Социальная сфера 8стр.

Политическая сфера 12стр.

Духовная сфера 14стр.

Заключение 18стр.

Введение

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

    общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, об­щество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", «союз", «объединение".

    общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово "об­щество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", «период".

    общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", «ин­формационное общество", «традиционное общество" и т.д.). В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис­тика.

    общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма­териального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между со­бой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Общество. Сфера жизни.

Общество - это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Поэтому общество - это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов. Общество - это система совместной деятельности людей. К числу подсистем относят сферы общественной жизни:
1. экономическая;
2. социальная;
3. политическая;
4. духовная.
Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов - государство, семья, партии, трудовые коллективы и т.д.
Общество возникло одновременно с появлением человека. Общество возникло, как форма совместной жизнедеятельности людей, позволяющей решать совместные задачи на основе разделения труда и взаимопомощи. Только в обществе человек может удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним. Институты общества:
- семья;
- производство;
- государство;
- образование;
- религия.

Общество - понятие, непосредственно характеризующее организацию жизни людей в стране. Общество - это совокупность людей (индивидов), объединенных исторически сложившимися в ходе обеспечения материальных и духовных потребностей людей формами хозяйственной и социальной деятельности. В более узком смысле обществом можно назвать группу людей, объединенных сходством их происхождения и места в системе общественного разделения труда. Обществом называют также объединение людей для достижения каких-то целей.
В науке социологии существует несколько подходов к определению общества. Согласно «атомистической» теории, оно понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними (Г. Зиммель). Общество как совокупность различных пересекающихся групп людей воспринимается «групповой» теорией (Ф. Знанецкий). «Институционный» подход понимает общество как «систему институтов и организаций» (Т. Боттомор, С. Липсет). Функциональная концепция Д. Эберли трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия. Н. Смелзер определил общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» (аналитический подход).
В целом для всех названных теорий характерно стремление представить общество целостной системой элементов, находящихся в тесной взаимосвязи (системный подход).
Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья). Степень трудности перехода из одной группы в другую, а также неравноправности групп в системе общественных институтов является показателем уровня закрытости общества. Все многообразие обществ - объединенных на различной основе больших групп людей, существующих сейчас и уже исчезнувших, - разделяют на определенные типы.
Существует множество способов типологизации (или, что то же самое, классификации) обществ. Если в качестве главного признака выбирается религиозный, то общества могут быть разделены на исламское, конфуцианское, христианское и т. п. Если язык - франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и многие другие. Если письменность - бесписьменные (дописьменные) и письменные. Положив в основу типологизации способы получения средств к существованию, получают четыре основных типа общества: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие общества; аграрные общества; промышленные (индустриальные) общества. В марксистской теории тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы. Различались первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества, предполагался переход к коммунистическому. Производным от марксистского стало деление на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество, переход современных развитых стран к которому, как принято считать, постепенно происходит после Второй мировой войны.
О путях дальнейшего развития человеческого общества не сложилось единого мнения. Оно или развивается поступательно (прогрессирует) (по теории К. Маркса), или движется к своему упадку (регрессирует) (по О. Шпенглеру). Существуют предположения, что его развитие представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга регулярно либо, напротив, совершенно бессистемно. Согласно современной эволюционистской теории, общество в целом последовательно прогрессирует. В рамках циклической теории существует мнение, что вектор развития общества выглядит как спираль.
Сфера жизни общества - это определенная по какому-то признаку область, где проявляется все многообразие деятельности людей и отношений между ними. Существуют экономическая, социальная, духовная (сфера культуры), политическая (политико-правовая) и др. сферы.
Экономическая сфера связана с производством и распределением материальных благ для обеспечения жизни социума.
Социальная сфера включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования.
Духовная сфера заключает в себе средства развития и удовлетворения нематериальных потребностей, а также механизмы становления и формирования общественного сознания (религиозные, идеологические и пр.).
Политическая включает в себя государственные, общественные и правовые институты регулирования общества, управления им.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:
Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения, материальных благ в обществе.
Социальная сфера - система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Экономическая сфера

Здесь в качестве базовых потребностей индивида выступают материальные. Следовательно, нас интересует вопрос отношения социального субъекта к своим потребностям и способам их удовлетворения.

Состояние социального субъекта здесь можно охарактеризовать по двум параметрам:

1) показатели материального положения и статуса (характеристики собственности, место в системе распределения, статуса и т.д.);

2) показатели отношений (т.е. когда индивид осмыслил все, указанное в п.1 и определил свое отношение).

Рассмотрение экономических интересов населения невозможно без выяснения их положения в системе отношений собственности и распределения. Как же действует механизм этих параметров? Сердцевину этого механизма составляет сравнение своего положения с положением других. Интегральная оценка меры удовлетворения материальных потребностей зависит не только от факта наличия и количества вещественных факторов, но и от того, как они распределены, каков механизм этого распределения. Человек имеет социальный статус, следовательно, «состоит» в определенной группе и может сравнивать:

а) материальное положение своей социальной группы с соответствующим положением других групп и

б) своего собственного положения внутри группы (а его интерес может и противоречить интересам группы в целом).

В устойчивых социальных системах существует определенный нормативный каркас - признание стандартов потребления раз- личных социальных групп, в наши же условиях (неустойчивости, переходного периода) отсутствует общественное признание необходимости дифференциации нормативов и стандартов потребления и, как следствие, завышенные экономические притязания при сравнении своего материального положения с положением наиболее продвинутых потребителей. Все это является основой для создания общественного мнения как индивидуального, так и определенной социальной общности. Мы остановились на этом достаточно подробно для того, чтобы была более ясна основа для инструментального познания исследуемого механизма в ходе социологических опросов общественного мнения. Исследования в этой сфере требуют сосредоточения на изучении трех блоков характеристик:общества есть сфера действия права, то есть социальное... данной проблемой, разделились на два основных направления - объективистское и субъективистское. Институциональная школа...

  • Политическая сфера жизни общества (2)

    Реферат >> Философия

    1 Тема: Политическая сфера жизни общества СОДЕРЖАНИЕ Происхождение государства – 1. Сущность государства – 3. ... , т.е. функционирование правового государства. Также основными признаками гражданского общества являются: - наиболее полное обеспечение...

  • Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Понятие «общество» достаточно многозначно. В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. В историческом аспекте под обществом понимают фиксированные этапы его развития (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое). В более узком смысле общество рассматривается как отдельный комплекс (украинское общество, английское общество и т.д.).

    Субъектное толкование рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное толкование полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное толкование рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

    Любое теоретическое определение общества, как правило, имеет ценность только в рамках определенным образом заданного исследовательского контекста, в то время как в других контекстах может обнаружиться несостоятельность определения, сопряженная с целым рядом проблем. Например:

    характер определения основные положения проблемы
    Общество как отдельный конкретный социально-исторический организм, представляющий собой относительно самостоятельную единицу исторического развития. Каждый социально-исторический организм составляют люди, подчинен­ные одной публичной власти. Каждый социально-исторический организм локали­зован во времени и простран­стве. Он занимает определенную территорию. Он обязательно когда-то возник, а многие родившиеся в свое время социально-историче­ские организмы давно уже исчезли, ушли с исторической сцены. Границы социально-исторического организма есть границы публичной власти. В применении к классовому обществу эти границы, как правило, совпадают с государствен­ными границами. Другими словами, синонимом понятия «общество» выступает «государство». Термин «государство» имеет два основных значения: первое - определенный аппарат вла­сти, аппа­рат принуждения, второе - достаточно четко отграниченная на­селенная людьми терри­тория, находящаяся под властью одной определенной государственной машины. Именно в этом втором смысле термин «государство» широко используется обозначения социально-исторических орга­низмов классового общества. Однако государство во втором значении этого слова не всегда сов­падает с социально-историческим организмом.
    Общество как система социально-исторических организмов Между социально-историческими организмами и их системами не существует абсолютной, непроходимой грани. Система социально-исторических орга­низмов может превратиться в единый организм, а по­следний может распасться на множество са­мостоятельных социоров. Несколько региональных систем социально-исторических организмов могли в свою очередь образовывать социорную систему более высокого порядка. Предельной системой при этом была бы, конечно, такая, которая бы включала в себя все социально-исторические организмы без исключения. Такая система существовала не всегда, но совокупность всех не только существующих, но и существовавших социально-исторических организмов тоже всегда именовалась обществом. Границы социально-исторических организмов яв­ляются более или менее определенными, ибо совпадают с государствен­ными. Иначе обстоит дело с границами региональных систем социально-исторических орга­низмов. Разные исследователи проводят их по-раз­ному. Одни включают тот или иной социор в данную региональ­ную систему, другие, наоборот, исклю­чают. И обычно это никак не обос­новывается.
    Общество как человечество в целом Общество – это все человечество, взятое в его прошлом, настоящем и будущем. Под «человечеством» нередко понимают просто биоло­гический вид.
    Общество как общество (вообще) определенного типа Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозна­чающее его тип. Приме­рами могут послужить словосочетания: «первобытное об­щество», «традиционное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков. Конкретный социально-исторический организм, общество вообще определенного типа и общество вообще соотно­сятся как отдельное, особенное и всеобщее. Общество вообще определенного типа как таковое, т.е. как особое само­стоятельное явление, не существует. На этом основании некоторые исследова­тели утверждают, что феодальное общество вообще, капитали­стическое обще­ство вообще и т. п. представляют собой чистые мысли­тельные конструкции, что они существуют только в сознании ученых.
    Общество как социальная материя (общество вообще) Общество как социальная материя не является произволь­ной мыслительной конструкцией. Оно имеет объективное содержание, ибо фик­сирует объективное общее, присущее всем социально-историческим орга­низмам без исключения. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество в та­ком смысле слова не может являться объектом исторических исследований, но является объектом исключительно философской рефлексии. Это «общество вообще».

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.), экономическую (производительные силы, производственные отношения), политическую (государство, партии, общественно-политические движения), духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

    характеристика сущности взаимосвязь с другими сферами
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Основу образует материальное производство. В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Материальное производство включает в себя две стороны: производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства. Основное производственное отношение - отношение к собственности на средства производства. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил – это основной закон развития общества. Эта сфера не только исторически первая, она же и "прародительница" всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной. Она в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Политическая сфера есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу осуществления государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Политика есть концентрированное выражение экономики. Ее главной задачей является согласование интересов самых различных слоев общества.
    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Социальная сфера это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Она охватывает интересы различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Общество как социальная система, в рамках которой формируются и функционируют различные общности или группы - классы, нации, семьи, производственные коллективы и т.д., имеет достаточно сложную социальную структуру. Благодаря взаимосвязи и функционированию элементов социальной структуры обеспечивается целостность всего общества. Структурирование общества может производиться по самым различным основаниям, классовым, демографическим (пол, возраст), этнонациональным, классовым и т.д. Статусно-ролевой набор индивида определяется его принадлежностью той или иной социальной общности. Каждая из сфер жизни общества способствует формированию той или иной социальной структуры, определяет статусно-ролевой набор отдельных индивидов.
    ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Основу составляет духовное производство. Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения. В процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, нередко получает доминирующее значение идеологический момент. Важнейшим компонентом духовной сферы жизни общества является общественное сознание . Среди функций духовного производства определяющей является духовная деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

    30. ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития. С этой системной точки зрения общество – это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется:

    1) разнообразием элементов и связей между ними;

    2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право);

    3)саможостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования;

    4)динамичностью и альтернативностью путей развития;

    5)нелинейным характером социальных процессов.

    Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики. В работах Конта, Маркса, Вебера, Сорокина основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Именно деятельность является основанием классификации сфер общественной жизни и условием единства общества. Под деятельностью понимают специфически человеческую форму активных отношений к природному и социальному миру с целью его изменения и преобразования и удовлетворения на этой основе возникающих потребностей. Социальные же отношения – это разнообразные формы и способы связей и взаимодействий больших социальных групп, возникающих в процессе совместной деятельности в различных сферах общественной жизни. Разные авторы по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения. Именно они детерминируют виды деятельности и характер социальных связей. Вебер же в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

    Отсюда следует, что все причины, обуславливающие социальную динамику, можно разделить на объективные и субъективные. Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным или реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

    Необходимо отметить тот факт, что процесс развития общества, то есть исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Но это не означает, что история общества фатально предопределена, а человек в истории всего только марионетка. В совместной организованной деятельности люди способны решать самые грандиозные задачи, достигать самые высокие цели, но при этом вынуждены считаться с теми объективными факторами, которые являются результатом предшествующей истории, от их воли не зависят и служат препятствием на пути произвольного субъективизма. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, который исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтаризма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор исторического процесса. В реальной же истории объективный ход событий дополняется сознательной целенаправленной деятельностью людей.

    Именно люди, индивиды и их сообщества, выступают субъектами социального развития. Это народные массы, социальные группы, общественные объединения, исторические личности, которые своей деятельностью способствуют социальному прогрессу. Народ – это социальная общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Благодаря своей организованности и осознанию единства народ и выступает решающей силой исторического процесса. Сословия, классы, нации, объединяющие большие массы людей, в процессе своей деятельности решают наиболее значимые проблемы общественной жизни. Что же касается исторических личностей, то их роль в социальном процессе тем выше, чем более полно, последовательно и адекватно они выражают, защищают и проводят в жизнь интересы людей.

    Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Вопрос этот в обществоведении решался неоднозначно. Одни исследователи общественной жизни отстаивали идею поступательного восхождения от простых и низших форм организации к более сложным и высшим и обосновывали концепцию социального прогресса. На позициях социального оптимизма стояли Сен-Симон, Конт, Гегель. Идея прогрессивного восхождения человечества из состояния дикости к коммунизму как “царству свободы” нашла свое обоснование в социальной философии Маркса. В ХХ ст. эта идея нашла воплощение в идеологии технократизма, основывающейся на вере в неограниченные возможности науки и техники и эффективность управления технических специалистов.

    По-разному решалась и проблема критериев прогрессивного развития. Просветители, например, условием прогрессивного развития считали свободный разум. Марксизм критерием социального прогресса считал уровень экономического развития. В современном обществоведении утвердилось мнение, что критерием социального прогресса является комплексный показатель, который включает в себя положение человека в обществе, уровень его свободы, степень социальной и экологической безопасности, мера духовности.

    С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею социального регресса и исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.

    Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Эволюционные изменения осуществляются путем постепенного реформирования различных сторон социальной жизни и совершенствования законодательства в границах существующего строя. Революция же – это форма социального развития путем радикальных преобразований всей системы общественных отношений с коркнным изменением социально-классовой структуры и политических институтов. Революционные изменения осуществляются широкими массами людей и сопровождаются свержением существующего общественного строя. Чаще всего результаты эволюционного и революционного процессов бывают одинаковыми, но при этом революция сопровождается многочисленными потерями и жертвами, что ставит под сомнение оправданность этого пути развития.

    Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако если законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек, то в реализации законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма.


    Похожая информация.


    Материал предназначен для подготовке к ЕГЭ

    Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.

    Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

    Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

    Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

    Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

    Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

    Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

    социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

    духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

    Группы потребностей по А. Маслоу:

    Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

    Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

    Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

    Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

    Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

    Общество – это динамическая система.

    Это означает, что:

    Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

    Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

    Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

    Сверхсложная система

    Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

    Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

    Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

    Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

    Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

    Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

    Человек и общество

    1.2. Взаимодействие общества и природы

    Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

    Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

    Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

    Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

    На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

    Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

    Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами. Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия - все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.

    Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Понятие «общество» достаточно многозначно. В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. В историческом аспекте под обществом понимают фиксированные этапы его развития (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое). В более узком смысле общество рассматривается как отдельный комплекс (украинское общество, английское общество и т.д.).

    Субъектное толкование рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное толкование полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное толкование рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

    Любое теоретическое определение общества, как правило, имеет ценность только в рамках определенным образом заданного исследовательского контекста, в то время как в других контекстах может обнаружиться несостоятельность определения, сопряженная с целым рядом проблем. Например:

    характер

    определения

    основные положения

    проблемы

    Общество как отдельный конкретный

    социально-исторический организм, представляющий собой относительно самостоятельную единицу

    исторического развития.

    Каждый социально-исторический организм составляют люди, подчинен­ные одной публичной власти. Каждый социально-исторический организм локали­зован во времени и простран­стве. Он занимает определенную территорию. Он обязательно когда-то возник, а многие родившиеся в свое время социально-историче­ские организмы давно уже исчезли, ушли с исторической сцены. Границы социально-исторического организма есть границы публичной власти. В применении к классовому обществу эти границы, как правило, совпадают с государствен­ными границами. Другими словами, синонимом понятия «общество» выступает «государство».

    Термин «государство» имеет два основных значения: первое - определенный аппарат вла­сти, аппа­рат принуждения, второе - достаточно четко отграниченная на­селенная людьми терри­тория, находящаяся под властью одной определенной государственной машины. Именно в этом втором смысле термин «государство» широко используется обозначения социально-исторических орга­низмов классового общества. Однако государство во втором значении этого слова не всегда сов­падает с социально-историческим организмом.

    Общество

    система социально-исторических организмов

    Между социально-историческими организмами и их системами не существует абсолютной, непроходимой грани. Система социально-исторических орга­низмов может превратиться в единый организм, а по­следний может распасться на множество са­мостоятельных социоров. Несколько региональных систем социально-исторических организмов могли в свою очередь образовывать социорную систему более высокого порядка. Предельной системой при этом была бы, конечно, такая, которая бы включала в себя все социально-исторические организмы без исключения. Такая система существовала не всегда, но совокупность всех не только существующих, но и существовавших социально-исторических организмов тоже всегда именовалась обществом.

    Границы социально-исторических организмов яв­ляются более или менее определенными, ибо совпадают с государствен­ными. Иначе обстоит дело с границами региональных систем социально-исторических орга­низмов. Разные исследователи проводят их по-раз­ному. Одни включают тот или иной социор в данную региональ­ную систему, другие, наоборот, исклю­чают. И обычно это никак не обос­новывается.

    Общество

    как человечество в целом

    Общество – это все человечество, взятое в его прошлом, настоящем и будущем.

    Под «человечеством» нередко понимают просто биоло­гический вид.

    Общество как общество (вообще) определенного типа

    Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозна­чающее его тип. Приме­рами могут послужить словосочетания: «первобытное об­щество», «традиционное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков.

    Конкретный социально-исторический организм, общество вообще определенного типа и общество вообще соотно­сятся как отдельное, особенное и всеобщее.

    Общество вообще определенного типа как таковое, т.е. как особое само­стоятельное явление, не существует. На этом основании некоторые исследова­тели утверждают, что феодальное общество вообще, капитали­стическое обще­ство вообще и т. п. представляют собой чистые мысли­тельные конструкции, что они существуют только в сознании ученых.

    Общество как социальная материя

    (общество вообще)

    Общество как социальная материя не является произволь­ной мыслительной конструкцией. Оно имеет объективное содержание, ибо фик­сирует объективное общее, присущее всем социально-историческим орга­низмам без исключения. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

    Общество в та­ком смысле слова не может являться объектом исторических исследований, но является объектом исключительно философской рефлексии.

    Это «общество вообще».

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.), экономическую (производительные силы, производственные отношения), политическую (государство, партии, общественно-политические движения), духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

    характеристика сущности

    взаимосвязь с другими сферами

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

    Основу образует материальное производство. В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Материальное производство включает в себя две стороны: производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства. Основное производственное отношение - отношение к собственности на средства производства.

    Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил – это основной закон развития общества.

    Эта сфера не только исторически первая, она же и "прародительница" всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной. Она в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

    Политическая сфера есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу осуществления государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

    Политика есть концентрированное выражение экономики. Ее главной задачей является согласование интересов самых различных слоев общества.

    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

    Социальная сфера это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Она охватывает интересы различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.

    Общество как социальная система, в рамках которой формируются и функционируют различные общности или группы - классы, нации, семьи, производственные коллективы и т.д., имеет достаточно сложную социальную структуру.

    Благодаря взаимосвязи и функционированию элементов социальной структуры обеспечивается целостность всего общества. Структурирование общества может производиться по самым различным основаниям, классовым, демографическим (пол, возраст), этнонациональным, классовым и т.д.

    Статусно-ролевой набор индивида определяется его принадлежностью той или иной социальной общности.

    Каждая из сфер жизни общества способствует формированию той или иной социальной структуры, определяет статусно-ролевой набор отдельных индивидов.

    ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ

    Основу составляет духовное производство.

    Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

    Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения.

    В процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, нередко получает доминирующее значение идеологический момент.

    Важнейшим компонентом духовной сферы жизни общества является общественное сознание .

    Среди функций духовного производства определяющей является духовная деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

    30. ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития. С этой системной точки зрения общество – это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется:

    1) разнообразием элементов и связей между ними;

    2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право);

    3)саможостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования;

    4)динамичностью и альтернативностью путей развития;

    5)нелинейным характером социальных процессов.

    Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики. В работах Конта, Маркса, Вебера, Сорокина основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Именно деятельность является основанием классификации сфер общественной жизни и условием единства общества. Под деятельностью понимают специфически человеческую форму активных отношений к природному и социальному миру с целью его изменения и преобразования и удовлетворения на этой основе возникающих потребностей. Социальные же отношения – это разнообразные формы и способы связей и взаимодействий больших социальных групп, возникающих в процессе совместной деятельности в различных сферах общественной жизни. Разные авторы по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения. Именно они детерминируют виды деятельности и характер социальных связей. Вебер же в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

    Отсюда следует, что все причины, обуславливающие социальную динамику, можно разделить на объективные и субъективные. Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным или реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

    Необходимо отметить тот факт, что процесс развития общества, то есть исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Но это не означает, что история общества фатально предопределена, а человек в истории всего только марионетка. В совместной организованной деятельности люди способны решать самые грандиозные задачи, достигать самые высокие цели, но при этом вынуждены считаться с теми объективными факторами, которые являются результатом предшествующей истории, от их воли не зависят и служат препятствием на пути произвольного субъективизма. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, который исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтаризма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор исторического процесса. В реальной же истории объективный ход событий дополняется сознательной целенаправленной деятельностью людей.

    Именно люди, индивиды и их сообщества, выступают субъектами социального развития. Это народные массы, социальные группы, общественные объединения, исторические личности, которые своей деятельностью способствуют социальному прогрессу. Народ – это социальная общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Благодаря своей организованности и осознанию единства народ и выступает решающей силой исторического процесса. Сословия, классы, нации, объединяющие большие массы людей, в процессе своей деятельности решают наиболее значимые проблемы общественной жизни. Что же касается исторических личностей, то их роль в социальном процессе тем выше, чем более полно, последовательно и адекватно они выражают, защищают и проводят в жизнь интересы людей.

    Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Вопрос этот в обществоведении решался неоднозначно. Одни исследователи общественной жизни отстаивали идею поступательного восхождения от простых и низших форм организации к более сложным и высшим и обосновывали концепцию социального прогресса. На позициях социального оптимизма стояли Сен-Симон, Конт, Гегель. Идея прогрессивного восхождения человечества из состояния дикости к коммунизму как “царству свободы” нашла свое обоснование в социальной философии Маркса. В ХХ ст. эта идея нашла воплощение в идеологии технократизма, основывающейся на вере в неограниченные возможности науки и техники и эффективность управления технических специалистов.

    По-разному решалась и проблема критериев прогрессивного развития. Просветители, например, условием прогрессивного развития считали свободный разум. Марксизм критерием социального прогресса считал уровень экономического развития. В современном обществоведении утвердилось мнение, что критерием социального прогресса является комплексный показатель, который включает в себя положение человека в обществе, уровень его свободы, степень социальной и экологической безопасности, мера духовности.

    С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею социального регресса и исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.

    Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Эволюционные изменения осуществляются путем постепенного реформирования различных сторон социальной жизни и совершенствования законодательства в границах существующего строя. Революция же – это форма социального развития путем радикальных преобразований всей системы общественных отношений с коркнным изменением социально-классовой структуры и политических институтов. Революционные изменения осуществляются широкими массами людей и сопровождаются свержением существующего общественного строя. Чаще всего результаты эволюционного и революционного процессов бывают одинаковыми, но при этом революция сопровождается многочисленными потерями и жертвами, что ставит под сомнение оправданность этого пути развития.

    Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако если законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек, то в реализации законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма.