Бюджетирование. Актуальность бюджетирования на предприятии Актуальность темы про бюджетирование на предприятии

Благодаря развитию технологий, жизнь людей качественно улучшилась и стала комфортнее. Прошли те времена, когда подсчеты велись на бумаге, сегодня достаточно нажать несколько кнопок — и результат готов. Машины в доли секунды обрабатывают такое количество информации, на которое у человека могут уходить часы, дни, недели, годы.

С каждым днем идет постоянное улучшение и модернизация в области новых технологий. Постоянно появляются более мощные машины для обработки данных, как и программы, управляющие ими. На самом деле, не так уж просто идти в ногу с изменениями в мире передовых технологий, поскольку они очень быстро развиваются. Многие люди — преимущественно консервативного мышления — специально игнорируют все, что связано с компьютерами и новыми технологиями. Поэтому можно сказать, что большинство населения еще живет в прошлом 20-м веке. Привычка дает свое, конечно, и ломать свои стереотипы, перестраиваться на новое никому не хочется. Но перед многими стоит выбор: идти в ногу со временем или оставаться позади развития. Статья на сайт подробно расскажет об актуальности бюджетирования на предприятии.

Прежде всего, необходимо разобраться: а зачем вообще нужно вникать в новое, и какой в этом смысл для вас конкретно? Пожалуй, основной причиной освоить новинки является возможность большего заработка благодаря актуальным технологиям. В бизнесе впереди конкурентов оказывается тот, кто активно изучает и внедряет новые виды оборудования, техники и ПО.

В наши дни благодаря компьютерным технологиям мы можем получать за считанные секунды любые, интересующие нас, данные. Вся бизнес-деятельность тесно связана с инновационными технологиями. Каждый год на рынок пачками выходят программы, которые облегчают и автоматизируют работу в любой области бизнеса. Специалисты могут быстро получать любые данные, обрабатывать их так, как им это необходимо, составлять отчеты и анализировать их. Таким образом, облегчается процесс управления денежными потоками на предприятии. Если учесть актуальность бюджетирования и его роль на предприятии, то современное программное обеспечение делает этот процесс максимально простым и эффективным.

Как было сказано ранее, практически любой бизнес тесно связан с компьютерными технологиями. Большая часть денег вращается не в наличном, а в электронном виде. А для эффективного управления электронными деньгами необходимы соответствующие программы. Постоянно развивается отрасль программного обеспечения, которое помогает вести учет и обрабатывать все процессы внутри конкретного бизнес-механизма. С каждым годом функциональность таких программ качественно расширяется, позволяя более детализировано, вести учет и анализ. Благодаря этому больше не нужно сидеть и перебирать огромное количество документов, чтобы узнать те или иные показатели по бизнесу. Вместо этого достаточно нажать несколько кнопок: так вы сэкономите время и силы, которые можно потратить на то, чтобы без спешки проанализировать деятельность фирмы и построить планы на будущее.

Польза автоматизации деятельности предприятия особенно ощущается в больших компаниях, где работает и обслуживается огромное количество людей. При этом ежедневно происходят тысячи, а то и миллионы действий, которые составляют общий механизм. Для его стабильной и качественной работы необходим строгий учет и планирование финансовых операций, поскольку это основа деятельности любого учреждения. В таком случае актуальность темы бюджетирования выходит на первый план.

На сегодняшний день, разработано большое количество программных продуктов, позволяющих автоматизировать бюджетирование, настроить контроль этого процесса и улучшить планирование. Но чтобы получить максимальную пользу от таких программ, необходимо изначально грамотно и правильно все настроить, а также пройти обучение тем, кто будет работать с этим ПО.

Важно понимать, что каждый вид бизнеса по-своему индивидуален и для отладки общего бизнес-процесса на предприятии, нужно учитывать особенности его деятельности. Существует целый ряд агентств, предоставляющих услуги в данном направлении, начиная с установки и настройки программного обеспечения, заканчивая обучением сотрудников и отладкой всего механизма под ключ. Но, в то же время важно понимать, что процесс автоматизации и создание общего алгоритма работы, приспособленного под систематическое занесение данных в базу — довольно хлопотное дело. Требуется достаточно солидный период времени для полной настройки системы. Соответственно, это обходится в кругленькую сумму, но, с другой стороны, эффективность работы качественно возрастет. Можно будет получать оперативные данные по любому участку бизнеса, благодаря чему намного легче увидеть общую картину и правильно спланировать бюджет.

Актуальность бюджетирования на предприятии тяжело переоценить, поскольку это, как правило, огромный бизнес-механизм, требующий максимально точной отладки. Его постоянная настройка и контроль являются неотъемлемым элементом общего рабочего процесса. Поэтому многие крупные предприятия не только пользуются услугами специализированных фирм по автоматизации, но и имеют штат своих профессионалов. В зависимости от ситуации, в их работу так же может входить разработка специализированного программного обеспечения, под конкретные нужды предприятия.

Конечно, когда речь идет о небольшом развивающемся бизнесе с ограниченным бюджетом, то на первых порах достаточно обойтись таблицами в программе Exel. Но, в то же время, важно понимать, что по мере того, как будет все развиваться, внедрение дополнительного программного софта является обязательным требованием для эффективной и долгосрочной работы. Поэтому момент дальнейшей автоматизации необходимо продумывать заранее. К примеру, регламент или последовательность занесения и учета данных по всем денежным операциям, происходящим в процессе операционной деятельности. Предварительная подготовка даст хороший старт для внедрения автоматизации в бизнесе и даст в последующем преимущества перед конкурентами. Также на нашем сайте вы можете прочитать статью Автоматизация системы бюджетирования.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость практики для закрепления теоретических знаний полученных в процессе обучения заключатся в том, чтобы приобрести необходимые навыки для дальнейшей работы на предприятиях данной сферы деятельности.

Цель практики - закрепление полученных в процессе обучения знаний, приобретения необходимых практических навыков в области финансов, финансового и экономического анализа на основе изучения опыта деятельности бюджетного отдела ТОО «Казцинк».

Задачи практики:

  • --знакомство со спецификой работы предприятия, характеристика его социально-экономической деятельности;
  • --изучение деятельности бюджетного отдела, в число задач которого входят: составление плановых калькуляций по всем видам продукции, расчёт товарной продукции по плану и факту, анализ её отклонений, расчёт затрат и прибыли от выпуска продукции, составление бухгалтерских балансов;
  • --сбор теоретического и практического материала для перспективного дипломного проекта.

АКТУАЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Компания, стремящаяся к победам на рынке, должна иметь план стратегического развития. В этом плане отражается желаемое состояние ее бизнеса (т.е. то, каким он должен стать через определенный отрезок времени), после чего компания определяет маршрут достижения намеченных целей. Поскольку реальная жизнь обязательно вносит свои коррективы, то на пути к этим целям могут возникать отклонения от заданной траектории. Поэтому при каждом таком отклонении нужно продумывать и просчитывать различные схемы движения - уже исходя из сложившейся ситуации. Для этих расчетов используют инструмент, который и называется бюджетированием.

Актуальность изучения темы проявляется в том, что в бюджете цели компании преобразуются из абстрактного идеала в конкретные показатели, которые, собственно, и должны быть достигнуты. Как было только что сказано, значения показателей измеряются в количественном и денежном выражении. В роли таких показателей могут выступать объем производства продукции, выручка, расходы на сбыт и т.д.

Механизм бюджетирования устроен как классический управленческий цикл и включает в себя такие этапы, как определение целей, планирование, исполнение планов, контроль исполнения, анализ отклонения фактических данных от плановых показателей, выработка управленческого воздействия и коррекция планов. В рамках бюджетирования происходит "увязка" хозяйственных операций, направлений работы компании, деятельности различных подразделений - причем как на уровне планов, так и на уровне их выполнения. В итоге руководители могут увидеть, что повлияло на результаты работы компании и как обойти возможные "подводные камни" в будущем.

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ
  • РАСХОДЫ
  • СТРУКТУРА
  • НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
  • КОРРУПЦИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы государственного бюджета. Просмотрена структура государственного бюджета. Сделан анализ по доходам и расходам разных стран. Также обработаны данные по структуре расходов государственного бюджета на 2008 год. Проделана аналитическая работа по индексу восприятия коррупции за 2011 год. В заключении работы написан вывод.

  • Борьба с социальной эксклюзией в странах Европейского союза в рамках Европейской социальной модели
  • Актуальные проблемы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Развитие рынка информационных услуг информационного бизнеса

Почти каждая семья продумывает свои расходы из собственных доходов, т.е. составляет семейный бюджет. Но не каждый задумывается, насколько он важен для них. Бюджет является основой не только каждой семьи, но и города, района, государства. Для любого государства необходим такой процесс, как роспись поступающих доходов и производимых им расходов.

Актуальность темы государственный бюджет заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Для того, чтобы осознать важность бюджета, следует понять, что является бюджетом страны и разобраться в его структуре.

Государственный бюджет (от англ. budget - сумка, кошелек) - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Структура государственного бюджета, это доходы и расходы

Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7 %, доходы целевых бюджетных фондов - 9 %.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные нужды;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

(миллионов $)

(миллионов $)

Дефицит/Профицит

(миллионов $)

Германия

Великобритания

Нидерланды

Австралия

Саудовская Аравия

Норвегия

Доходы и расходы стран

Из таблицы видно, что лидирующие позиции занимают такие страны, как США, Япония и Германия, Россия к сожалению по бюджету доходов занимает 11 место. Но еще мы наблюдаем, что доходы России превышает ее расходы, а у лидирующих стран мы видим обратную ситуацию.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Сравнение по структуре расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 2008 году.

Гос.управление

Образование

Здравоохранение

Соц.обеспечение

Культура

Белоруссия

Бразилия

Германия

Люксембург

Структура расходов гос.бюджета

Но необходимо отметить, коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. На этапе планирования бюджета коррупция в сфере государственных финансов влияет на распределение государственных инвестиций (отбор проектов, определение места их реализации, предоставление налоговых льгот и т. п.). Однако самые благоприятные условия для появления коррупции возникают на этапе исполнения бюджета. Этому способствуют: неполнота и непрозрачность информации, недостаточный контроль за доходами и расходами, безнаказанность отклонения от целевых уровней доходов и расходов. Коррупция может появляться и на этапе внешнего контроля и надзора, в случае если под влиянием политических сил скрываются факты мошенничества, а расследования проводятся неэффективно.

Объем рынка коррупции в России составляет около 300 млрд. долларов в год.

Соответствующие данные были озвучены на пресс-конференции в "РБК" председателем общественной организации "Национальный антикоррупционный комитет" Кириллом Кабановым.

Чем больше индекс восприятия коррупции, тем меньше сама коррупция. Наиболее коррумпированными странами оказались Сомали и Северная Корея, а наименее Новая Зеландия.

После проделанной работы можно прийти к следующему выводу:

Государственный бюджет обеспечивает осуществление государственной политики в области экономики, социальных задач и на международной арене, где Россия выступает в качестве партнёра по экспорту и импорту товаров.

Бюджет субъекта Российской Федерации является основой финансовой системы субъекта, в которой объединяются его доходы и расходы.

Таким образом, бюджет следует рассматривать в качестве правового акта, который представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Список литературы

  1. Финансы и кредит: Доходы государственного бюджета (http://www.aup.ru/books/m171/3_7.htm)
  2. Государственный бюджет: доходы и расходы (http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0043/)
  3. Финансы и кредит: Расходы государственного бюджета(http://www.aup.ru/books/m171/3_6.htm)
  4. Книга «Все страны и территории мира: Новый географический справочник ЦРУ» (ISBN 978-5-9757-0410-8).2007-2008гг.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
  6. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4
  7. РИАНОВОСТИ - www.ria.ru

Актуальность темы.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов.

Каждый уровень бюджета имеет перечень доходов, аккумулируемых на счетах казначейства и предназначенных для финансирования бюджетной сферы и приоритетных отраслей экономики. Доходы бюджетов различных уровней формируются по источникам их образования.

Налоги являются основой формирования доходов бюджета. От них в значительной степени зависит благополучие граждан, предприятий и государстве в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах, а конкретные виды расходов определяются рядом факторов.

Дефицит и профицит бюджета - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной теме уделяется большое внимание. Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных доходов и расходов. Величина превышения расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Обратное явление называется профицитом. Следует заметить, что профицит бюджета еще не означает здоровья экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем любое государство стремиться если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Цель занятия - изучить экономическое содержание и роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны, раскрыть понятие доходов бюджета, охарактеризовать их виды, рассмотреть понятие и виды расходов бюджета, охарактеризовать формы бюджетного финансирования, рассмотреть формы сбалансированности бюджета, причины возникновения и методы финансирования бюджетного дефицита.

План изучения темы.

1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.

2. Функции государственного бюджета.

3. Признаки бюджета.

4.Понятие системы государственных доходов.

5. Классификация источников доходов.

6. Экономическая сущность и функции налогов.

7. Налоговая система РФ и принципы ее построения.

8. Понятие системы государственных расходов.

9. Классификация расходов бюджета.

10. Принципы организации и формы бюджетного финансирования.

11.Бюджетный дефицит: содержание, причины и методы финансирования

12. Классификация видов бюджетного дефицита.

13. Формирование и использование Стабилизационного фонда РФ.

Ключевые термины и понятия: бюджет, бюджетные отношения, доходы бюджета, расходы бюджета, экспансивная бюджетная политика, рестриктивная бюджетная политика, налог, сбор, расходы бюджета, сбалансированность бюджета, дефицит бюджета, профицит бюджета, допустимый дефицит, критический дефицит, межбюджетный дефицит, источники финансирования дефицита бюджета

Задание. Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции. Сумма налоговых доходов – 400 млн. руб. Сумма налоговых и неналоговых доходов – 50 млн. руб. Сумма расходной части бюджета – 600 млн. руб. Сумма субвенции составляет 30% суммы налоговых доходов.

Источники информации.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации»N 145-ФЗот 31.07.1998 (в действующей редакции), глава 13.

2. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2009. – с. 97-120, 121-176.

3. Свищева В.А. Федеральный бюджет как инструмент государственной политики // Финансы и кредит. – 2011. - №23. – с. 28-33.

4. Уманец О.П. Федеральный бюджет Российской Федерации: вопросы управления и проблемы неопределенности // Финансы и кредит. – 2011. - № 13. – с. 46-56.

5. Финансы и кредит: учебник /под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2011 – с.85-92; с. 107-117.

6. Финансы: учебник/под ред. Н.Ф. Самсонова.-М.: Высшее образование Юрайт-Издат, 2009.- с.86-141

7. Финансы и кредит: учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2011 – с.182-213

8. Финансы и кредит [Текст]:Учебник / Нешитой А.С._6-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"". - 2013. – с. 97-160

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое бюджетные отношения?

2. В чем заключается экономическая сущность бюджета?

3. Каковы особенности бюджета как одного из видов финансового плана?

3. В чем проявляются функции бюджета?

4. Какова роль бюджета в экономическом и социальном развитии страны?

5. Раскройте экономическое содержание доходов государственного бюджета?

6. Как классифицируются доходы бюджета?

7. Какова экономическая сущность и функции налога?

8. Налог, сбор, штраф в конечном счете поступают в бюджетный фонд. В чем разница между этими поступлениями?

9. На каких принципах строится налоговая система?

10. Что представляют собой бюджетные расходы?

11. Перечислите основные виды расходов.

12. Назовите принципы бюджетного финансирования.

13. Перечислите формы бюджетного финансирования.

14. Дайте определение бюджетного дефицита.

15. Назовите основные источники финансирования дефицита федерального бюджета.

16. Что представляет собой профицит бюджета?

17. Раскройте классификацию видов дефицита бюджета.

Материалы для самостоятельной работы.

Подготовка отчетов по следующим направлениям:

1. Какова прогнозируемая динамика основных параметров федерального бюджета на соответствующий трехлетний период?

2. Какие федеральные целевые программы реализуются в России в текущем году? Каковы объемы и источники их финансирования? Какие министерства и ведомства являются государственными заказчиками этих программ?

3. Изучите итоги исполнения федерального бюджета Российской Федерации по доходам за предыдущий трехлетний период. Проанализируйте состав и структуру доходов. Результаты обобщите в таблице, приведенной ниже.

Проанализируйте причины произошедших изменений. Сделайте выводы

4. Изучите итоги исполнения федерального бюджета Российской Федерации по расходам за предыдущий трехлетний период. Проанализируйте состав и структуру расходов. Результаты обобщите в таблице, приведенной ниже.

Проанализируйте причины произошедших изменений. Сделайте выводы.

5. Определите форму сбалансированности федерального бюджета в текущем году.

Введение

Актуальность темы исследования . Бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени.

Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течении месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.

Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно – домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.

Объектом исследования курсовой работы является качественно – количественная структура бюджетов семей.

Целью исследования является рассмотрение сущности семейного бюджета и источников его формирования.

Основные задачи работы:

    Определить понятие и структуру семейного бюджета.

    Определить понятие и структуру совокупных доходов населения, источники их формирования, направленность социальной политики государства.

    Определить стандарты бюджетов современных российских семей.

    Проанализировать проблемы формирования бюджетов домашних хозяйств современной России.

Глава 1. Понятие семейного бюджета, источника его формирования и принцип рационального построения

1.1 Определение семейного бюджета

«Бюджет (от англ. budget – кошель, сумка, кожаный мешок) – схема доходов и расходов определенного лица, устанавливаемая на определенный период времени. С одной стороны, бюджет – совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект (государство, предприятие или семья). С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий их поступления или расходования в течении определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет содержимое «денежной сумки»: наличие в ней денежных средств или их дефицит, динамику ее наполнения или опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами» 1 .

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально – экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальным различием.

Семейный бюджет – это план регулирования денежных доходов и расходов семьи, составляемый обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных доходов и расходов, это финансовый план, суммируемый доходы и расходы семьи за определенный период времени. Традиционно выделяют три типа семейного бюджета: совместный, совместно – раздельный (долевое участие) и раздельный. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и только сами члены могут выбрать, какой вариант им больше подходит.

Совместный бюджет – это самый распространенный тип семейного бюджета. При таком способе разделения денег, все средства, заработанные членами семьи, складываются вместе, а потом оба супруга решают, как и на что потратить деньги. Идея совместного бюджета пришла к нам из патриархальных семей, где мужчина работал, а женщина вела хозяйство. Сегодня общий кошелек используют супруги с приблизительно равными доходами.

Совместно – раздельный (долевой) в настоящее время приобретает все большую актуальность. Этот принцип работает лучше всего в случае, если разница между зарплатами супругов незначительна. Для этого надо сначала рассчитать, сколько денег семья тратит каждый месяц на питание, коммунальные платежи, хозяйственные расходы и прочие нужды. Далее эта сумма распределяется между членами семьи либо пополам, либо в соотношении, которое семья посчитает справедливым. Таким образом, у каждого остаются личные деньги, которые можно потратить по личному усмотрению.

Раздельный бюджет, как таковой, в нашей стране редко применяется в чистом виде. Этот стиль семейного планирования пришел к нам с Запада, где женщины стараются быть независимыми и ни в чем не уступать мужчинам. Такой тип распределения денег больше принят среди пар, в которых оба супруга имеют достаточно высокий доход 2 .

1.2 Доходы и расходы как источники формирования семейного бюджета

Семейный бюджет состоит из двух частей: доходы и расходы семей. Доход – это общая сумма денежных средств и материальных благ, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период. Существует четыре вида дохода: заработная плата, процент, рента и прибыль. Их источниками служат, соответственно, труд наемных работников, капитал, земля и предпринимательские способности. Обобщенно, доход – это цена факторов производства.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный (NT) – количество денег, полученное отдельными лицами в течении определенного периода, а также характеризующий уровень денежных доходов независимо от налогообложения. Обычно в номинальный доход (исчисляемый в денежном выражении) включают и наличные трансфертные платежи (пособия, пенсии, стипендии и т.д.).

Располагаемый доход (DI) – доход, который может быть использован на потребления и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для изменения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) – представляет собой количество товаров и услуг, который можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен 3 .

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом для повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивидууму, это и общественно – значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. На эти вопросы можно ответить, исследуя образование и движение совокупного дохода.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход представлен деньгами, а это означает, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: мы живем на заработную плату или за счет собственной предпринимательской деятельности. В любом случае мы должны сделать что-то полезное для других людей, и лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно так же и мы не расстаемся со своими деньгами, пока не приобретем что-то полезное именно для нас).

Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода – показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная в мире вещь, которую нельзя выдать самому себе, т.е. деньги можно получить только от других людей.

Прямая зависимость дохода от результата рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае – при объективной невозможности участвовать в ней. Это такие категории населения, как пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные. Они поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но «рыночными» они не являются.

Рыночный доход всегда есть результат наших полезных для других людей усилий. Следовательно, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым другими людьми спросом. Взаимодействие спроса и предложения – объективный механизм образования доходов в рыночной экономке, в том числе доходов населения. Безусловно, в таком механизме есть элементы случайного, и поэтому, несправедливого, но иного способа получения доходов в рыночной экономике не существует.

1.3 Рациональное управление семейным бюджетом

Для большинства населения понятие «планирование финансов» связано с теми людьми, которые зарабатывают больше, чем тратят (доходы превышают расходы). Это - трагическое заблуждение. Планирование финансов точно так же важно, а может быть, еще более важно для тех, у кого деньги убывают быстрее (расходы превышают доходы), чем прибывают, тех, кто тратит еще не полученные деньги (например, владельцы кредитных карт), тех, кто живет на зарплату и мучительно мечтает о ее повышении. Не нужно думать, что планирование финансов – безумно сложный процесс, с которым можно справиться только с помощью высокооплачиваемого консультанта. Консультант действительно необходим, но не всегда и не для всех. Большинство шагов процесса планирования просты и не требуют затрат.

Процесс планирования финансов можно представить в виде схемы.

Рис 1. Процесс планирования финансов

Наша жизнь состоит из потребностей и желаний. Мы все постоянно чего-то хотим. Самые простые наши потребности – еда, питье, одежда, жилье. Потребности – основа нашего существования. Желания появляются у человека, чтобы сделать жизнь более удобной. Или можно сказать, что желания – роскошь, без которой можно прожить, но которую приятно иметь. Потребности и желания являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий. Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

Планирование финансов включает управление всеми ресурсами и средствами для достижения целей и стремлений. Наше время, таланты, деньги – это и есть наши ресурсы. Научившись планировать наши финансы, мы получим возможность обеспечить как наши потребности, так и наши желания 4 .

Постановка цели – это наиболее общее утверждение того, чего вы хотите достичь, дающее направление нашему плану или действию. Цели показывают направление, по которому мы собираемся пойти с нашим планом, но не показывают специальных шагов, как привести в исполнение наш план. Одно из самых ценных действий, которое мы сможем сделать - четко определить и написать наши цели. Когда мы достигаем поставленной цели, нас охватывает чувство завершения, выполнения. Достижение цели, также дает нам чувство гордости, которое, в свою очередь, увеличивает нашу уверенность в способности принимать решения и действовать.

Успешное достижение цели стимулирует установление других целей, появляется самоуверенность. Постановка цели – процесс решения, каким потребностям и желаниям мы хотим следовать. Многие люди нередко терпят неудачу из-за того что недостаточно четко видят свои цели, к которым стремятся. Нужно ставить перед собой конкретные цели, представить себе результат, который вы хотите достичь и записать его как можно детальнее. бюджета . Благодаря подобным вычислениям можно распланировать...

  • Семейный бюджет и его структура

    Курсовая работа >> Экономика

    Или накопления (избыток) семейного бюджета . 1.3. Дефицит семейного бюджета Дефицит семейного бюджета - это превышение расходов... . Планирование семейного бюджета . Анализ вопросов, включающих планирование семейного бюджета Планирование семейного бюджета - это...

  • Семейный бюджет и способы его формирования (2)

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    ... : 1. Определить экономическую сущность семейного бюджета и зависимость бюджета от экономики государства, социальной... формирования. 1. Экономическая сущность семейного бюджета 1.1 Что такое семейный бюджет . Структура семейного бюджета Бюджет (англ. budget – ...

  • Взаимосвязь семейного бюджета и бедности

    Реферат >> Социология

    СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ И ЧЕРТА БЕДНОСТИ. Семейный бюджет зависит от экономики государства. Бюджет - это финансовый план, который... образовательный и т.д. В общем, это приведет к поддержке семейного бюджета и появлению социально защищенного среднего класса...

  • Контрольная работа >> Экономика

    ... семейного бюджета . Целью работы является рассмотрение сущности семейного бюджета и источников его формирования. Экономическая сущность семейного бюджета . Семейный бюджет ... «Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета» - М.: «Перспектива», 1995г. Юрьева...